КомментарийЭкономика

Зима в иллюминаторе видна

Балтия готовится к отопительному сезону без российских энергоресурсов

Зима в иллюминаторе видна
Иллюстрация: Алиса Красникова

Повышение коммунальных тарифов, увеличение социальной поддержки, национальные конкурсы экономии энергии — так страны Балтии готовятся к наступающей зиме. После того как весной власти Латвии, Эстонии и Литвы отказались от всех поставок нефти, газа и электроэнергии из России, государственные структуры этих стран активно стараются согреть своих граждан при минимальных финансовых затратах. И у них получается — несмотря на рост тарифов и ставок по кредитам, а также инфляцию свыше 20%. Последняя, по оценкам экономистов, уже достигла пика и будет снижаться.

После отказа от российских энергоресурсов страны Балтии стали закупать больше природного газа из терминала в Клайпеде. По оценкам экспертов, он должен работать на максимальной мощности, чтобы обеспечить потребности всех жителей трех стран — то есть, непрерывно в течение всего года. При этом обычно такие терминалы работают на отметке 70% мощности. Политики пока не пришли к консенсусу: по мнению премьер-министра Литвы Ингриды Шимоните, газа, поступающего через Клайпеду, не хватит на три страны, а министр энергетики страны Дайнюс Крейвис заявил, что и Литве, и ее соседям будет достаточно. Компании Литвы, Латвии и Польши уже зарезервировали на 10 лет 60% всех мощностей клайпедского терминала сжиженного природного газа. Сейчас его регазификационная мощность составляет 3,75 млрд кубометров; рассматривается возможность её наращивания до 5 млрд или даже до 6,25 млрд кубометров.

В июле министры энергетики стран ЕС договорились временно сократить потребление энергоресурсов. Еврокомиссия предлагает использовать газа и электричества как минимум на 15% меньше до конца марта следующего года. Внутри стран Балтии есть свои идеи, как этого добиться: например, правительство Латвии поручило местным агентствам уменьшить освещение садов, парков, улиц и фасадов домов. Депутат Рижской думы Дайнис Турлайс, член комитета по вопросам безопасности, порядка и предотвращения коррупции, заверил, что главным приоритетом остается общественный порядок и безопасность людей. Он уверен, что частичное отключение уличного освещения на безопасности рижан не отразится.

На муниципальных предприятиях страны появились специальные люди, которые следят за стоимостью электричества на бирже.

Они дают указания, в частности, общественному транспорту: с какой периодичностью и на каком топливе ездить, чтобы сэкономить. «Возможны задержки в расписании движения, но если трамвай приедет на пару минут позже — это некритично», — отметил другой депутат Рижской думы, Вадим Фальков. Кроме того, власти будут тратить меньше отопления на школы и детские сады: в муниципальных учреждениях целесообразно включать экономный режим в темное время суток, когда все посетители уходят домой.

«Этот режим должен быть таким: если, например, у нас в садиках положено 20–22 градуса, чтобы деткам не было холодно, то можно настроить теплоузел так, чтобы на ночь температура опускалась до 16–18 градусов. В шесть утра садик начнет прогреваться и к семи он получит необходимую температуру. В результате ночью — минимальные потери. Что касается циркуляции горячей воды в садиках, то зачем она вообще нужна ночью, когда там никого нет? Это пустая трата денег. Точно так же циркуляцию с вечера можно отключить, а утром — снова включить. То же самое относится к школам, к муниципальным административным зданиям и предприятиям», — пояснил глава Рижской ассоциации управляющих домами Игорь Трубко.

Обычные дома и квартиры тоже планируется отапливать меньше. По оценкам экспертов, в жилом фонде можно уменьшить потребление энергии за счет подачи отопления на несколько градусов ниже в ночное время или днем, когда большинство жильцов уходят на работу. По словам Трубко, практически во всех домах система отопления не сбалансирована: невозможно рассчитать температуру в каждой квартире. Из-за особенностей системы подачи тепла на верхних этажах может быть 19 градусов, а на нижних в это же время — 16 градусов или меньше. То же и с циркуляцией горячей воды: предлагается ночью и днем снижать ее температуру. Главное — чтобы люди не замерзли. По принятым в Латвии нормативам, температура в жилых помещениях не может быть ниже 18 градусов по Цельсию.

2 октября в столице Латвии заработал новый тариф на тепло, превышающий прежний практически вдвое: до 170,5 евро за мегаватт-час. Власти пообещали поддержать домохозяйства, которые платят более 68 евро за мегаватт-час, и компенсировать половину роста цены: для них плата за отопление вырастет не так значительно, на 40% (до 120 евро за мегаватт-час). В литовском Паневежисе отопление подорожало более, чем вдвое. Городские власти подсчитали, что если в прошлом октябре за квартиру в модернизированном доме люди платили 15 евро, то сейчас будут платить 35 евро. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь потребителям, литовский парламент одобрил нулевую ставку НДС на отопление на ближайшие два года: по подсчетам минфина, в нынешнем году это обойдется госбюджету в 54 миллиона евро. В Эстонии среднесуточная цена на электроэнергию уже несколько месяцев бьет рекорды и в конце сентября составила свыше 253 евро. Чтобы пережить зиму было легче, власти страны ввели «универсальную услугу» для отдельных квартир и квартирных сообществ — специальный пакет, в рамках которого окончательная цена для потребителя составит 180–190 евро за мегаватт-час.

В настоящее время латвийское предприятие Rīgas siltums 50% тепла производит с использованием природного газа, а остальные 50% — с помощью древесной щепы.

Твердое топливо подорожало примерно так же, как и газ. В Литве цены на дрова выросли вдвое, на древесные гранулы и брикеты — практически в три раза. Люди, которые купили биотопливо летом, сэкономили примерно треть суммы, рассказали эксперты. Впрочем, склады заполнены: ни осенью, ни зимой дефицита дров не будет. В Латвии цены на древесину не отстают: также выросли в два-три раза. В Эстонии стоимость сырья с прошлой осени поднялась на 240%, однако дефицита или снижения потребления не наблюдается.

Жители балтийских стран чаще стали «разбивать» платежи за дрова и выплачивать их частями. К примеру, в прошлом году в Литве так делал каждый двадцатый покупатель, а теперь — каждый третий. Государства Балтии увеличивают поддержку граждан и предприятий сообразно росту цен на энергоносители. В Литве и вовсе объявили национальный конкурс экономии энергии под названием «putinOut»: имущественный банк выделит 50 тысяч евро трем учреждениям, которые сэкономят больше всего.

Цены растут, но только так можно прийти к независимости от российских энергоресурсов и поддержать Украину. По словам премьер-министра Эстонии Каи Каллас, инфляция в 25% — это военный налог, который украинцы платят своими жизнями. Социологи подсчитали, что 37% жителей Эстонии готовы в течение короткого периода платить больше за отопление, а еще 15% указали, что готовы это сделать, хотя у них есть финансовые трудности. Кроме того, 48% жителей Эстонии уже сейчас стараются экономить, чтобы снизить расходы: меньше тратить на развлечения, еду, транспорт и другие вещи, в которых нет прямой необходимости. «Я уверен, что энергетический кризис будет проблемой этой зимой; возможно, и следующей. А дальше — уже нет», — отметил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.