Оригинал текста был впервые опубликован на сайте Project Syndicate. Редакция «Новой газеты. Европа» благодарит коллег за возможность перевести и опубликовать этот материал с незначительными сокращениями.
За последние несколько месяцев цены на газ и электричество в Европе сначала выросли почти на 100% до беспрецедентного уровня, затем снизились на треть, но сейчас вновь резко подскочили — после того как Россия объявила о приостановке работы газопровода «Северный поток–1» в Германию на неопределенный срок. Многие европейские лидеры из-за этой волатильности обрушились с критикой на сам рынок и энергетические биржи Европы. Однако эта критика неуместна: природный газ периодически становится дефицитным товаром, и рынки реагируют на это соответствующим образом — повышением цены.
Последний взлет цен вызван тем, что Россия остановила подачу газа через «Северный поток–1». Это решение Кремля сложно назвать неожиданностью, учитывая, что объемы хранения газа в Европе быстро увеличивались, а Владимир Путин понимает, что потеряет свой геополитический рычаг давления, если европейские газохранилища будут заполнены на 100%. Такой уровень заполненности резервуаров будет означать, что ЕС сможет пережить зиму без российского газа.
Масштаб проблемы колоссален. До вторжения в Украину Россия обеспечивала около 30% потребности Европы в газе. С февраля европейские страны вынуждены компенсировать эту потерю за счет энергосбережения и импорта газа из других стран. Высокая цена на газ подтолкнула промышленные предприятия экономить и использовать альтернативные виды топлива, а также сокращать производство. Так, немецкие компании в июне использовали на 20% меньше газа по сравнению с прошлым годом.
Однако зимой ключевым потребителем газа станет не промышленность, а население. По мере того как на улице будет становиться холоднее, всё труднее будет убедить граждан снизить температуру в своих домах. В сентябре европейские правительства уже просили потребителей выключать термостаты и меньше принимать горячий душ. Но подобные призывы вряд ли эффективны, а ужесточение правил по поддерживаемой норме тепла для общественных зданий, как ожидается, дадут столь же незначительную экономию.
Осознание населением факта серьезного дефицита газа будет иметь решающее значение для того, чтобы Европа пережила эту зиму, не прибегая к введению системы нормирования [распределения газа].
Это будет непросто. В среднем цены на газ для населения выросли в два раза с августа 2021 года, но многие потребители еще не заметили этого в полной мере, поскольку летом они потребляют гораздо меньше газа и платят фиксированную ежемесячную сумму, которая будет пересмотрена в сторону повышения только позже.
Тем не менее, рост цен на энергоносители уже вызывает массовые протесты по всему Европейскому континенту. Перед лицом растущего политического давления несколько стран-членов ЕС ввели субсидии для снижения потребительских цен. Франция ограничила рост цен на газ и электроэнергию, а Италия снизила ставку налога на добавленную стоимость на природный газ. В результате цены на газ для населения снизились на 15% в Италии и остались стабильными во Франции. В тоже время в Германии они выросли примерно на 20%.
Перед началом первой сессии парламента члены партии «Альтернатива для Германии» требуют Запустить «Северный поток — 2». Фото: Bernd Wüstneck/Getty Images
Вероятно, [к концу зимы] на энергетические субсидии будут потрачены десятки миллиардов евро бюджетных денег во всех странах ЕС в целом. Но это еще не самое худшее. Повальное субсидирование приведет к тому, что спрос на газ упадет меньше, чем в ситуации, когда потребители платили бы за газ сами и, в итоге, снижали бы свои затраты, чаще выключая отопление или реже и быстрее принимая горячий душ. Таким образом, Европе придется импортировать всё больше газа, если не создать достаточно стимулов для потребителей для осознания факта его дефицита.
Вытекающий из этого вопрос: откуда европейские лидеры собираются получить дополнительный газ?
Большинство [традиционных для Европы] поставщиков уже работают на пике мощности и не смогут увеличить добычу в ближайшие несколько месяцев. Единственным потенциальным источником дополнительного предложения является сжиженный природный газ, перенаправляемый из Азии. Однако и здесь правительства уже пытаются защитить своих потребителей от высоких цен на газ. Несколько крупных азиатских импортеров, таких как Япония и Южная Корея, по аналогии с Европой вводят потолки цен для населения. Это может быть одной из причин того, почему спрос на газ в Азии пока снизился незначительно и почему спотовые цены на газ были высокими еще до войны.
В итоге, [более частое использование механизма] потолка цен на газ правительствами в Азии приведет к повышению цен на импорт для Европы, что снова заставит европейских политиков увеличивать субсидии для снижения потребительских цен. Таким образом
может сложиться порочный круг, когда всё более высокие спотовые цены на газ приводят ко всё большему количеству субсидий, а те снова приводят к росту цен на мировом рынке.
Для того чтобы удержаться от попадания в такой порочный круг, есть альтернатива.
Вместо того чтобы субсидировать потребление (за счет потолка цен), европейские правительства должны субсидировать экономию газа. Например, они могли бы заплатить населению за сокращение потребления этой зимой. Естественно, этот механизм также потребует бюджетных расходов, но недавний анализ показал, что такие субсидии, скорее всего, окупятся за счет итогового снижения цен на импорт. Кроме того, политики могут стимулировать энергосбережение, предлагая домохозяйствам схему, когда субсидии покрывают базовую сумму на каждого человека, при превышении которой домохозяйства платят дополнительно и уже по рыночной цене.
В любом случае Европе придется объяснить своим избирателям, что газ стал очень дефицитным товаром и полностью оградить их от повышения цен невозможно. Попытки смягчить этот факт для населения будут контрпродуктивными [с экономической точки зрения]. Если европейские лидеры смогут использовать свои ограниченные финансовые ресурсы для создания стимулов для населения к экономии — это серьезно облегчит Европе отказ от российского газа.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».