С началом нового театрального сезона все чаще стали появляться новости об отмене некоторых спектаклей или отстранении режиссеров, выступивших против войны. В частности, убраны из репертуара спектакли Дмитрия Крымова и Александра Молочникова, а художественный руководитель МХТ им. Чехова Константин Хабенский и вовсе предложил отказаться от спектаклей, которые «иронизируют и ёрничают». «Новая газета. Европа» собрала все, что известно о последних отменах спектаклей в российских театрах.
Фото: МХТ им. А. П. Чехова
«Наверное, ему очень нравится руководить театром»
2 сентября в МХТ имени Чехова прошла встреча руководства театра с театральной труппой. Сначала с «видеоприветствием» там выступила министр культуры Ольга Любимова, затем слово взял художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. «Театр — живой организм. Мы не обязаны комментировать события, но чувствовать ситуацию, чувствовать настроение зрителя, почувствовать то, зачем они приходят сейчас к нам, мы должны, — говорил он. — В связи с этим пришлось отказаться от некоторых названий, которые были озвучены в декабре-январе прошлого сезона. Просто по-человечески, мне кажется, неправильно сейчас брать новый материал для сцены Художественного театра, который бы как-то иронизировал, ёрничал или имел свою интерпретацию на тему, связанную с какими-либо военными действиями и связанными с ними человеческими трагедиями. Всего этого сейчас предостаточно в информационном поле».
Вместо этого Хабенский предложил труппе «дать зрителю возможность заглянуть в себя» и «немножко успокоиться». Он добавил, что часть заявленных ранее постановок, которые должны были быть поставлены в этом театральном сезоне, переносится на более отдалённые сроки «в связи с невозможностью получения авторских прав». «То, что раньше решалось за 1-2 месяца, сейчас растягивается на неопределённый срок… Но это только вопрос терпения и времени. В конце концов „они“ в этой ситуации теряют больше, чем мы!!! :)))», — цитируют его слова на официальном сайте МХТ (орфография и пунктуация сохранены).
По информации журнала «Театр», из числа запланированных на начавшийся театральный сезон спектаклей исчезли постановка «Адам и Ева» по пьесе Булгакова, которую должен был ставить режиссер Юрий Бутусов, но после смены руководства в МХТ материал перешёл к Марине Брусникиной, и спектакль «Всё о Еве» режиссера Евгения Писарева. Кроме того, на собрании труппы не упоминалось о сотрудничестве с режиссерами Романом Кочержевским, Андреем Першиным (Жорой Крыжовниковым) и Юрием Быковым, а также о постановках Тимофея Кулябина и Дмитрия Крымова.
«Некоторые планы МХТ были скорректированы. Я знаю, что там должны были ставить [спектакли] Крымов и Кулябин, но они их ставить не будут, потому что эти режиссеры просто уехали из России», — говорит театральный критик Антон Хитров. По его словам, у МХТ им. Чехова настолько большой репертуар, что пока невозможно сказать, какие именно спектакли или названия постановок имел в виду Хабенский, когда говорил об «иронизировании над реальностью». «Честно говоря, в общем, никто особо не понимает, что имел в виду Хабенский. Скорее всего, он имел в виду «не трогайте нас, пожалуйста». Но какие именно решения за этим последуют? Не знаю», — резюмирует Хитров.
После собрания труппы Хабенский заявил прессе, что «пока не собирается снимать никакие спектакли». Однако журнал «Театр» обратил внимание на то, что из репертуара по разным причинам пропали спектакли «Венецианский купец» Екатерины Половцевой, «В окопах Сталинграда» Сергея Женовача, «Сахарный немец» Уланбека Баялиева и «Белые ночи» Айдара Заббарова. Режиссер Кирилл Серебренников, чей спектакль «Человек-подушка» также был отменен, выступил против войны во время премьеры его нового фильма в Каннах. «Я уверен, что искусство и люди искусства способны сделать так, чтобы война остановилась. Давайте хотя бы думать о том, что она когда-то кончится и мы будем жить в мирной Европе. Нет войне», — цитирует его «Медуза». Тем не менее, неизвестно, по какой именно причине МХТ им. Чехова отказался от перечисленных спектаклей. На вопросы корреспондентки «Новой газеты. Европа» театр не ответил.
МХТ им Чехова. Фото: Wikimedia
Константин Хабенский возглавил МХТ им. Чехова в октябре 2021 года, сменив на этом посту режиссера Сергея Женовача. «[Женовач] был человеком не из художественного театра, человеком даже не из школы студии МХАТ, а из совершенно иной линии драматического театра. Это было на самом деле довольно такое случайное, странное назначение, — рассказывает Хитров. — Когда пришел Хабенский, это казалось более органичным, он все-таки соратник Табакова, он с ним очень давно работал. И Хабенский сразу же демонстративно позвал Богомолова, с которым Женовач отказался сотрудничать».
После начала войны Хабенский написал в Instagram, что не собирается «участвовать в обсуждении политики». «Потому что театр — это то место, где говорят о человеке, о жизни человеческого духа, о ценности человеческой жизни», — цитирует слова актера и режиссера РБК.
«Мне кажется, Константин Хабенский ничего бы не потерял, если бы уволился оттуда и уехал. Я не знаю, что у него в голове, что он поддерживает. Наверное, ему очень нравится руководить театром или он думает, что он так спасает людей, чтобы команде театра не пришлось работать с кем-то вроде Захара Прилепина. Но в любом случае это позиция конформиста, и я ее осуждаю, — говорит Антон Хитров. — Но, к чести Хабенского, надо сказать, что Крымова он не снял: спектакль «Сережа» продолжает идти в МХТ».
«Красные линии, за которые нельзя заходить художнику, приблизились вплотную к его ногам»
В начале сентября также стало известно о том, что из репертуара московских театров пропали спектакли Дмитрия Крымова, выступившего против войны и уехавшего из России. Режиссер рассказал телеканалу «Дождь», что узнал о снятии своих постановок от людей, которые ему «звонили с соболезнованиями и поддержкой». На вопросы «Новой газеты. Европа» о причинах отмены спектаклей Крымов отказался отвечать, сказав, что ответы на них нужно искать не у него.
Как стало известно журналу «Театр», перед открытием нового театрального сезона московским театрам поступило распоряжение отменить показы всех спектаклей Дмитрия Крымова. К моменту публикации они пропали из репертуара Театра имени Пушкина, «Мастерской Петра Фоменко», «Школы современной пьесы» и «Школы драматического искусства» (ШДИ). «Школа современной пьесы» остановила продажу билетов на все ближайшие показы спектакля «Все тут»: как утверждают актеры, задействованные в спектакле, он «поставлен на паузу до февраля». Из репертуара ШДИ на ближайшие месяцы пропали спектакли «Бесприданница» и «О-й. Поздняя любовь» Крымова. «Наверное, такая замечательная инициатива [по отмене спектаклей режиссеров, выступивших против войны] идет из московского департамента [культуры]», — считает Антон Хитров.
Фото: Лаборатория Дмитрия Крымова
Еще в первые месяцы войны, по словам критика, московский Департамент культуры дал похожее распоряжение — «никакого Вырыпаева, никакого Дурненкова». После этого их пьесы стали убирать из репертуаров московских театров. В марте драматург и режиссер Иван Вырыпаев пообещал, что все деньги, которые он получит за постановки по своим пьесам, он пожертвует в украинские фонды. После этого его спектакли стали убирать из репертуара театров по всей России. Также после того, как другой режиссер — Михаил Дурненков — пожелал победы Украине, его лишили места преподавателя в Школе-студии МХАТ и стали отменять спектакли по его пьесам. Тогда за Дурненкова вступилось театральное сообщество — открытое письмо в его поддержку подписали более сотни театральных деятелей.
За подписание антивоенного письма стали снимать с репертуара спектакли режиссера Александра Молочникова, в том числе от постановок его отстранил Большой театр. Молочников отказался комментировать произошедшее. «Пьесы просто снимают по договоренности с драматургом или без нее, в этом нет ничего нового. Это уже вполне сложившаяся практика, реальность, в которой мы живем, — считает Антон Хитров. — Возможно, этого стало так много сейчас, потому что начался театральный сезон: понятно, что летом решили, видимо, заняться другими вопросами».
«Честно говоря, все большие государственные институции делают сейчас такой неважный контент, ведь единственное важное сегодня — это антивоенные постановки, которые им делать нельзя, — рассуждает критик. — С февраля я не написал ни одного текста про театр, точнее, только один раз написал, когда закрыли «Гоголь-центр», потому что мне настолько неважно стало это все. Красные линии, за которые нельзя заходить художнику, сегодня приблизились вплотную к его ногам, заходить нельзя никуда. Имитировать обычную жизнь — вот что требуется от художников. Можно не устраивать шоу лояльности и патриотизма, спокойно заниматься своим делом, главное — имитировать прежнюю жизнь. Показывать, что все как раньше, что ничего не поменялось».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».