29 августа харизматичный шиитский имам Муктада ас-Садр заявил, что уходит из политической жизни Ирака. В ответ на это сотни его сторонников выдвинулись в особо охраняемую «зеленую зону» Багдада, где, в частности, расположены правительственные учреждения и иностранные диппредставительства, включая посольство США. В результате стычек с сотрудниками сил безопасности, по последним данным, погибли не менее 30 человек, более 300 получили ранения.
Вместе с тем массовые протесты и столкновения охватили несколько других регионов Ирака. По просьбе «Новой газеты. Европа» востоковед и журналист Руслан Сулейманов объясняет, как начались и чем могут закончиться волнения в Ираке.
В чем суть конфликта
Нынешнее обострение стало следствием очередного глубокого политического кризиса в Ираке, который начался сразу после проведения досрочных парламентских выборов в октябре прошлого года. Тогда победу одержал как раз блок сторонников ас-Садра, получивших 74 кресла в 329-местном законодательном органе.
После выборов начались длительные переговоры по избранию президента и формированию нового правительства страны. Вступая в различные коалиции, садристам всё же не удалось объединить вокруг себя две трети (220 депутатов) парламента, необходимые по Конституции арабской республики для избрания президента. Президент же в свою очередь должен выдать крупнейшей фракции в законодательном органе мандат на определение состава правительства.
Традиционно формирование кабмина в Ираке сопряжено с ожесточенной борьбой политических элит и занимает долгое время. Так, в 2018 году с момента проведения выборов до формирования правительства прошло 5 месяцев, в 2010 году — 8 месяцев. Однако нынешний кризис, продолжающийся уже около года, — самый длительный в иракской истории.
Муктада ас-Садр. Фото: Wikimedia Commons, Khamenei.ir, CC BY 4.0
Тактика ас-Садра
После серии неудач в переговорах с другими парламентскими фракциями 12 июня Муктада ас-Садр объявил о выходе его сторонников из состава парламента, предоставив возможность решить вопрос с формированием нового правительства другому шиитскому блоку под названием «Координационные рамки».
В конце июля враждебно настроенный к ас-Садру экс-премьер Нури аль-Малики (в 2006-2014 гг.), который мечтает вернуться в большую политику, предложил кандидатуру своего приближенного Мухаммеда ас-Судани на пост премьера. Это вызвало гнев садристов, и они пошли штурмовать здание парламента, расположенного в той же особо охраняемой «зеленой зоне» Багдада.
Нури аль-Малики. Фото: Wikimedia Commons, Tasnim News Agency, CC BY 4.0
Затем в августе они же блокировали работу Высшего судебного совета страны, который отказался распустить избранный в прошлом году парламент и назначить новую дату выборов. Таким образом,
захваченный сторонниками ас-Садра 29 августа Правительственный дворец стал уже третьим за последний месяц зданием, которое они брали штурмом.
Важно понимать, что ас-Садр периодически прибегает к подобной тактике, когда ему нужно добиться желаемого результата. Так, в прошлом году, примерно за два месяца до назначенных на 10 октября досрочных парламентских выборов, он объявил о неучастии его блока в плебисците, однако спустя время, заручившись необходимой поддержкой избирателей, отказался от своего решения.
Точно так же и сейчас, продемонстрировав политическим элитам Ирака влиятельность и даже опасность со стороны его сторонников, 30 августа ас-Садр выступил с извинениями и призвал своих последователей в течение часа покинуть «зеленую зону».
Мустафа аль-Казыми. Фото: Wikimedia Commons, The Media Office of the Prime Minister of Iraq., CC BY 2.5
Национальный диалог
Пока еще действующий премьер-министр страны Мустафа аль-Казыми в начале августа инициировал кампанию национального диалога. Первая сессия состоялась с участием всех иракских политических сил, за исключением садристов. Присутствующие договорились о проведении досрочных выборов, чтобы выйти из политического тупика, и призвали садристов посетить следующее заседание для обсуждения деталей. Однако штурм здания Высшего судебного совета страны последователями ас-Садра 23 августа приостановил национальный диалог.
К настоящему моменту ни одна политическая сила в Ираке не предложила конкретного плана по выходу из сложившегося тупика. Некоторые местные политологи, например, говорят о необходимости внесения изменений в конституцию с тем, чтобы страна перешла от парламентской системы правления к президентской, поскольку в республике назрела потребность в «жесткой руке».
Что дальше
Наиболее компромиссным вариантом для многих сейчас кажется как минимум проведение новых досрочных парламентских выборов, в которых нельзя исключать участие и блока ас-Садра.
Так или иначе шиитский имам, без сомнения, будет продолжать оказывать серьезное влияние на политическую жизнь страны
и, вероятно, до тех пор пока не добьется желаемого для себя результата при формировании правительства, будет вновь и вновь понуждать своих сторонников организовывать массовые протесты в Багдаде и других городах страны.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».