Эта почти детективная история, только без погони и перестрелки, началась 14 июля на музыкальном фестивале «Славянский базар» в Витебске с нехитрого диалога.
— Так как вы сказали, что президентами не становятся — президентами рождаются, — расскажите нам, какая формула успеха у Александра Григорьевича Лукашенко — как человека, как личности, как отца и дедушки, — спрашивал симпатичный мальчик в синей рубашке и жилете с логотипом Radio KidsFM Riga Latvia.
— Ну какая формула успеха? — с готовностью отвечал интервьюируемый, роялем в кустах шедший в сопровождении пресс-секретаря аккурат мимо группы детей в таких же жилетах и остановившийся с выражением искреннего внимания на лице. — Родился президентом — вот и вся формула. Я действительно не шутил, когда говорил, что президентами рождаются. Потому что у будущего президента должна быть определенная интуиция. Должно быть определенное чувство, которое его никогда в жизни не подводит. Это в жизни не приобретешь, это должно быть у тебя от природы. Если этого нет, как у некоторых западных политиков и глав государств сейчас, в том числе, к сожалению, и у наших соседей, — тогда и президента нет. Слава богу, что там президенты не обладают теми полномочиями по Конституции, как в Беларуси, ибо была бы беда. Что касается исполнения моих обязанностей личных — отца, дедушки, — то ты меня поставил в затруднительное положение, я как-то над этим не думал. Ну как все, как твои родители, как твой дедушка, как твоя бабушка — они ведут себя таким образом, как и я, как обычный человек, только времени у меня меньше на моих детей и внуков. Всё как обычно. Это тоже главное для президента — быть таким, как все люди.
В сюжете государственного телеканала СТВ о том, как рижские дети обратились в пресс-службу Лукашенко и получили возможность задать ему вопрос о формуле успеха, после вопроса и ответа появилась элегантная дама в шляпке и сказала: «Не знаю, как приедем, что будет с нами». Лукашенко с готовностью ответил: «Ну так оставайтесь!» Элегантная дама сказала: «Так мы и хотим!» А дальше зрителям сообщили, что служба госбезопасности Латвии потребовала прекратить деятельность детской телеакадемии и приравняла преподавателей к государственным изменникам.
Илья Кароза и его бабушка Надежда Бухарова. Фото: скрин видео
Мальчик с микрофоном — Илья Кароза, ему 16 лет. Элегантная дама в шляпке — его бабушка Надежда Бухарова, учредитель той самой детской телеакадемии. Из Витебска в Ригу они так и не вернулись. Остались в гостинице, где остановились во время фестиваля. 25 июля Надежда Бухарова написала на своей странице в Фейсбуке: «Дорогие мои друзья! Если кто-то захочет исключить меня из друзей — я пойму. Всех люблю!» И под постом пояснила: «За интервью с президентом Лукашенко академию закрыли, мы враги Латвии, дети — изменники». Родители Ильи и его младшие брат с сестрой вскоре тоже приехали в Витебск. И даже аппаратуру для видеосъемки и монтажа быстро доставили в Беларусь — от границы с Латвией сопровождали с мигалками местные власти. Впрочем, Лукашенко уже пообещал купить и новую аппаратуру.
Александр Лукашенко во время поездки в Мядельский район. Фото: скрин видео
2 августа во время поездки в Мядельский район Александр Лукашенко подтвердил, что фактически семья рижских «телеакадемиков» — его личные гости. Правда, он опроверг утверждение телеканала СТВ о том, что юные репортеры обращались в пресс-службу. Сказал, что всё вышло случайно, спонтанно, а договоренностей никаких не было:
— Ни на что я не соглашался! Идем по дороге, и она (пресс-секретарь Наталья Эйсмонт — И. Х.) начала оттеснять их. Ну, думаю, компания стоит, детки. Я говорю: давайте по-быстрому спросите, чего вы хотели. Ну ладно, на ходу я ответил на эти вопросы. Людей, детей начали, как мне докладывают, давить, травить. Травля! Вот вам демократия. Мы сделаем всё для этих детей и для этих семей. Всё, что им надо, мы сделаем. Они ведь у нас не просят ни денег, ни квартир, ни жилья. У нас же нет проблем. Конечно, мы защитим эти семьи и этих детей. Пусть приезжают. Хорошие детишки. У нас места хватает. Будут работать: вы возьмете под контроль — они же будущие журналисты. Обучим, научим, технику купим. Пусть пострадавшие вроде бы из-за нас люди думают о нас хорошо.
А дальше всё происходило очень быстро:
3 августа воссоединившаяся в Витебске семья подала документы на получение гражданства Беларуси, а 5 августа, спустя неполные двое суток, все уже были гражданами, получившими документы в Витебском УВД.
При том, что процедура получения гражданства Беларуси не так проста. Во-первых, подавать заявления о приеме в гражданство в органы внутренних дел могут только те иностранцы, которые на протяжении последних семи лет жили в Беларуси, или этнические белорусы, или лица, имеющие выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь. Все остальные — иностранцы и лица без гражданства — должны обращаться в белорусские консульства в своих государствах. Во-вторых, в обоих случаях дальше следует путешествие документов по инстанциям. При подаче заявления в УВД по месту жительства следующий этап — МВД, потом КГБ, потом Совет министров. Из консульств документы уходят в МИД Беларуси, затем в те же КГБ и Совет министров. В законе сказано, что время рассмотрения заявлений со всеми переходами из одного ведомства в другое не должно превышать одного года.
Так что предоставление гражданства за два дня — это разве что взмах волшебной палочки.
Или один телефонный звонок, да не по какому-нибудь «лоховскому» айфону, а по увесистому аппарату с гербом, похожим на советский. И никаких тебе проверок КГБ, а сразу новенький синий паспорт — с таким же гербом.
Илья, его мама Наталья, брат и сестра. Фото: Белта
У Ильи Карозы и его брата и сестры паспорта были красные, граждан Латвии. У родителей — фиолетовые паспорта неграждан. Именно этой разницей в цвете документов объясняла мама Ильи Наталья государственному агентству БелТА решение об окончательном переезде. Опасалась после вызова в службу госбезопасности, что государство их может просто забрать: «Я вернулась домой с трясущимися руками. Во время беседы у меня спрашивали, почему я не объяснила сыну, что нельзя брать интервью у президента Беларуси. В конце разговора просили подписать бумагу о том, что, если мой сын будет продолжать в том же духе, у него наступит уголовная ответственность. Я сказала, что приду с юристом и подпишу, если он разрешит. В итоге вечером мы собрали вещи по коробкам, а на следующее утро уже уехали. Раньше мы планировали переехать в Беларусь, с апреля делали документы на детей».
Последняя фраза государственному информагентству разрушает историю о внезапном бегстве из-за политических преследований в родной, но враждебной Латвии.
Собрались за одну ночь и бежали, рассовав вещи по коробкам, и в то же время с апреля «делали документы на детей». Так что спонтанность — это вряд ли. Скорее планирование с ожиданием повода. «Славянский базар» — повод отличный. Тем более что не в первый раз, как выяснилось.
Рижская Academy Kids TV была создана Надеждой Бухаровой, бабушкой Ильи Карозы, в 2010 году. И — удивительное совпадение — в первый же год своего существования, в 2011 году, на «Славянском базаре» дети из академии берут интервью у Александра Лукашенко. Илье тогда было лишь пять лет, так что с Лукашенко общалась Настя Цветкова, которая в 2009 году участвовала в детском конкурсе «Славянского базара». Лукашенко на том «Базаре» был с сыном Николаем, тогда еще шестилетним. Настя интересовалась напряженным графиком старшего и спрашивала, хватает ли времени на младшего, а еще передавала поздравительное письмо.
С чем именно поздравляла Александра Лукашенко детская телеакадемия из Риги — неизвестно. Но 2011 год был для него крайне сложным: после разгрома протестов в день выборов 19 декабря 2010 года и ареста всех кандидатов в президенты вместе с их штабами и активистами Лукашенко вновь стал изгоем Европы. 23 декабря четыре министра иностранных дел — Гвидо Вестервелле из Германии, Радослав Сикорский из Польши, Карел Шварценберг из Чехии и Карл Бильдт из Швеции опубликовали в New York Times совместный текст под заголовком «Лукашенко — лузер», где заявили, что выборы он проиграл, потому и арестовал всех своих оппонентов и тех, кто вышел на мирные протесты. Собственно, тогда все ведущие мировые медиа об этом писали, а Лукашенко запретили въезд в Евросоюз.
Для выхода из репутационного тупика и создания образа доброго и гостеприимного хозяина мирной спокойной земли он всегда использовал детей.
Чаще всего — собственного сына Николая. Но для 2011 года этого было мало. Летом того года белорусы выходили на «молчаливые» акции протеста. Собирались на центральных улицах и площадях и молча аплодировали — тем, кто сидел в тюрьме, и друг другу. Людей хватали и сажали. Так что один Коля не справился бы. Но дети в синих жилетах из Латвии с простыми вопросами как нельзя лучше подходили для усиления мирного образа доброго дядюшки. В общем, формула успеха, о которой спрашивал Илья Кароза, в случае с Лукашенко проста: после очередной волны репрессий нужно вызывать бабушку — она поможет и отмоет.
Надежда Бухарова, Бабушка Ильи. Фото: Белта
Бабушка Ильи Надежда Бухарова на мой вопрос, зачем было менять Латвию на Беларусь, а красный евросоюзовский паспорт Ильи на синий белорусский, ответила: «Выбор сделан в пользу Беларуси и замечательного президента Александра Григорьевича. Всё-таки мы знакомы 10 лет, и по короткой беседе лично как 10 лет назад, так и сейчас я твердо сделала выбор». И, судя по всему, не прогадала: свою детскую телеакадемию она собирается открывать во всех областных центрах Беларуси. А аппаратуру сам Лукашенко купить обещал.
Жилье семье уже предоставили, работу Наталье Карозе предложили, младших детей в школу и детский сад определили. А Илья Кароза с 1 сентября станет кадетом — его приняли в витебское кадетское училище. Тоже, как и с гражданством, по мановению волшебной палочки: прием документов в витебскую «кадетку» — с 1 по 15 июня. А к 5 июля приказ о зачислении уже готов. Но для дорогих гостей Александра Григорьевича Лукашенко, которых он перед телекамерами обещал защищать, всегда найдется свободное жилье, вакансия, помещение для проекта, паспорт и доброе слово.
А Academy Kids TV в Риге закрыта. Ее сайт недоступен, зато канал в YouTube по-прежнему хранит видео. И знаете, я с большим удовольствием посмотрела несколько десятков видеороликов. Там и мультики, и музыкальные клипы, и познавательные телепередачи, и радиоэфиры, и игровые короткометражки. И никто там, в Риге, не говорил детям, что больше трех нельзя собираться, иначе получится несанкционированное мероприятие, что на съемку нужно специальное разрешение и что интервью без аккредитации не дадут. Им давали интервью и действующий президент Андрис Берзиньш в 2012 году, и бывший президент Валдис Затлерс. Дети талантливы, видеоролики интересны, да и вообще тот проект был отличным — таким, каким он мог быть только в свободной стране.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».