СюжетыЭкономика

Счёт не в вашу пользу

Правда ли, что россиян штрафуют за операции с их же иностранными счетами?

Счёт не в вашу пользу
Фото: Matt Cardy/Getty Images

Согласно статистике ФСБ, с начала года из России по тем или иным причинам выехали 15,5 миллиона человек. Некоторые из них решили покинуть страну после начала войны с Украиной. При этом в новой стране они снова столкнулись с российским законодательством, получив штрафы за операции между зарубежными счетами, о которых сами и сообщили ФНС.

«Новая газета. Европа» узнала у юриста, стоит ли сообщать налоговой о своих зарубежных счетах и чем это грозит.

11 августа журналистка «Коммерсанта» Ксения Дементьева рассказала, что несколько ее знакомых, в том числе, переехавших в Казахстан, получили штрафы за валютные переводы с иностранной карты на другую иностранную карту. Как утверждает Дементьева, о счетах в иностранных банках ее знакомые сообщили в ФНС сами, желая избежать штрафов за непредоставление информации.

«…начиная жизнь на новом месте, [покинувшие страну граждане] не хотят претензий со стороны родины. Именно поэтому несколько моих знакомых, переехавших, в частности, в Казахстан, открыв карты в местных банках и, соответственно, в отличной от рубля валюте, добросовестно проинформировали российских налоговиков об открытии счетов в иностранных банках и движении средств по ним, как того требует буква закона», — пишет журналистка. По ее словам, после предоставления этой информации россияне стали получать штрафы в двадцатикратном размере от суммы перевода.

Адвокат Владимир Воронин подтвердил, что граждан с иностранными счетами уже могут начать привлекать к ответственности

за непредоставление в налоговую необходимой информации, поскольку уведомить ФНС необходимо в течение месяца с момента открытия такого счёта. Но, по его словам, пока вопрос о привлечении к ответственности за переводы между счетами уехавших в 2022 году не стоит остро. «Отчеты о движении средств по счету в иностранном банке, открытому в 2022 году, необходимо будет предоставлять в 2023 году. Вот тогда, на мой взгляд, начнётся большое количество обращений от людей, которых налоговая будет привлекать к административной ответственности. Но это не будет применимо к тем, кто уехал и России и провел в другой стране более 183 дней — они могут совершать валютные операции без ограничений, так как становятся налоговыми нерезидентами в России. Налоги с доходов платить уже будет необходимо в стране пребывания, а доходы в России будут облагаться не 13% налога, а 30%», — рассказывает он.

По закону,

за несообщение данных о зарубежных счетах российские резиденты могут получить наказание в виде штрафа по административной статье, который составляет только несколько тысяч рублей.

«Я, если честно, вообще не знаю, откуда взяли информацию о штрафах в двадцатикратном размере, потому что в Административном кодексе максимальный штраф составляет 100% от суммы перевода. Штрафов в двадцать сумм или в 2000% вообще не существует, то есть ни одна из статей административного кодекса не предусматривает больше, чем сто процентов», — не соглашается с Дементьевой Воронин.

Валютные же переводы между иностранными счетами граждан РФ могут облагаться штрафами в размере от 20% до 40% от суммы перевода. «Законно получать зарплату по трудовому договору на счёт в иностранном банке, — говорит Воронин. — Однако если перечисление будет по договору оказания услуг, то штраф может составить до ста процентов от зачисленной суммы».

«У нас действует электронный обмен со многими странами, — например, с Евросоюзом, с другими странами, куда уезжают наши граждане. Он нужен, чтобы не было двойного налогообложения, это еще закон 90-х годов. Я не знаю, конечно, каким образом это будет работать сейчас и работает ли вообще после начала войны, но говорить о том, что [налоговая] вряд ли узнает, я бы не стал. Если человек открывает счет и не уведомляет российскую налоговую, он принимает на себя определенные риски, может быть, не самые большие, потому что это административное правонарушение и штрафы за открытие счета в целом небольшие, но все же они есть», — рассказывает Воронин.

Также он напоминает, что в России с 1 июня действует мораторий на проведение налоговой валютного контроля. «Но я полагаю, что рано или поздно ФНС с удвоенной силой возьмётся за привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства в отношении тех, кто уехал из страны после 24 февраля», — заключает он.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.