СюжетыОбщество

Паспорт хорошего английского

Россию уравняли с КНДР, запретив гражданам сдавать экзамен TOEFL. Но потом снова разрешили

Паспорт хорошего английского
Фото: Peter Cade /Getty Images

Когда в феврале 2022 года Россия ощутила на себе беспрецедентное санкционное давление, все полагали, что это приведет лишь к массовому исходу западных компаний с нашего рынка. В общем-то, после 2014 года санкции России не в новинку, хотя с санкционной волной такой высоты и силы наша страна никогда не сталкивалась.

Однако неожиданным образом выяснилось, что у санкций есть и побочные эффекты или сопутствующий ущерб, который порой может ударить так больно, что никакой уход производителей косметики и одежды с этим не сравнится.

Антон Именнов

адвокат, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper

Одно дело, когда из страны уходит производитель пива, которое стратегически важным товаром не является (хотя некоторые с этим могут и поспорить). Совсем другое, когда вдруг из-за санкций твои дети не могут больше сдавать английский язык для того чтобы, набрав нужный балл, из этой страны уехать учиться на далёкий Запад.

Именно так произошло со знаменитым тестом компании ETS, являющейся организатором международного экзамена по английскому языку (TOEFL) для поступления в зарубежные учебные заведения. Неожиданно для всех выяснилось, что очередной привычный российский продукт принадлежал иностранной компании. И больше на нашем рынке представлен не будет.

Формально с российского рынка компания ушла уже относительно давно, приостановив проведение экзамена в России 10 марта 2022 года, что по нынешним временам практически вечность. Как вдруг выяснилось, что 2 августа в руководстве компании перестали допускать к экзамену граждан России, даже если они находятся за рубежом. Как отмечали некоторые потерпевшие, при попытке указать гражданство России при регистрации появлялось сообщение: «В соответствии с требованиями Управления по контролю над иностранными активами министерства США (OFAC) мы не можем обработать ваш запрос».

В ссылке на Управление по контролю за зарубежными активами (Office of the Foreign Assets Control, OFAC) Министерства финансов США было действительно что-то новенькое. Законодательство США наделяет OFAC полномочиями определять секторы экономики, в которых лицам из США, к числу которых относится и ETS, запрещено действовать.

Только прикрываясь требованиями OFAC, в компании ETS не учли два важных момента. Во-первых, санкции США пока что не затронули возможность оказывать образовательные услуги в России. И, во-вторых, в случае с Россией, даже когда такие запреты введены, они касаются оказания услуг на территории Российской Федерации и не действуют в отношении тех, кто предоставляет или получает их за рубежом. К примеру, инвестировать в Россию американским гражданам и обладателям «грин-карт» запрещено, а вот в российские компании за рубежом, если деньги потом не пойдут в Россию — добро пожаловать.

Желание ETS быть святее всех, в принципе, не удивительно. Однако

введенные ограничения вышли далеко за рамки уже введенных запретов США, в том числе и в буквальном смысле — географически, став экстерриториальными.

Причем так, что «невозможность» оказания услуг появилась только для граждан России и — внимание! — КНДР.

Только вот в компании опять переусердствовали, поскольку с юридической точки зрения санкционные режимы в отношении этих двух стран принципиально разные: в отношении Северной Кореи действуют так называемые «всеобъемлющие» санкции (comprehensive sanctions), запрещающие не только деятельность на территории страны, но и с ее гражданами в любой точке мира. В случае с Россией что-то похожее есть только в отношении Крыма, но никак не в отношении всех граждан страны, многие из которых хотят жить и учиться на Западе.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Нежелание работать в современной России понять можно — это уже устойчивая тенденция для зарубежных поставщиков товаров и услуг. Но работа с россиянами за пределами страны и онлайн — разумная альтернатива, позволяющая избежать репутационных рисков и сохранить для россиян возможность сдавать, пожалуй, самый востребованный экзамен по английскому языку, открывающий доступ к образованию более чем в 160 странах мира, где принимают результаты TOEFL. Тот самый экзамен, высокий балл на котором в свое время открыл и мне двери лучших университетов в США.

Можно, конечно, аккуратно сказать, что, мол, к разным ситуациям были применены одинаковые правила, и назвать это просто overcompliance, но формально-юридически все гораздо проще — это может быть еще и классическим определением термина «дискриминация». Безусловно, в ряде случаев ограничения прав (в том числе права на равное обращение) возможны, только они должны быть предусмотрены законом и преследовать цель общего интереса.

В нашем же случае требований в законодательстве, препятствующих работе с россиянами, не усматривается,

а что за благая цель может быть достигнута путем лишения людей возможности сдать международный экзамен и получить доступ к зарубежному образованию, став людьми мира, разделяющими ценности этого всеобъемлющего мира — остается лишь догадываться. Лично мне в голову ничего не приходит.

Судя по тому, что уже с 4 августа 2022 года россиянам возвращается возможность сдать экзамен хотя бы за пределами России и онлайн, ETS поняла, что перегнула санкционную палку, став больше чем сервисом и чуть не превратившись в регулятора. Теперь она декларирует, что внесет соответствующие изменения в свою мартовскую политику.

Официальная позиция компании была наконец-то озвучена ее представителем и сводилась к тому, что упоминание требований OFAC было предназначено для того, чтобы показать, что ограничения регулятора «повлияли на часть наших операций по тестированию в стране (в том числе, в отношении третьих сторон, таких как финансовые институты, курьерские компании и так далее)».

Санкционный режим — это не только запреты, но и своевременные и понятные разъяснения введённых запретов. В том числе, касательно того, как совместить нормы санкционного законодательства с остальными действующими нормами права. Иначе велики риски, что overcompliance в итоге приведет к дискриминации по признаку национальности и поголовному произвольному нарушению базовых прав людей.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.