КомментарийКультура

Женщины с мужскими голосами

Как геймеры прощаются со знакомым миром на фоне слухов о GTA VI

Женщины с мужскими голосами
Иллюстрация: Pavlo Gonchar / SOPA Images / LightRocket / Getty Images

27 июля игровой журналист Джейсон Шраер рассказал о предполагаемых изменениях в политике студии Rockstar Games, которая разрабатывает культовую серию игр Grand Theft Auto (GTA), а также о новой стилистике игровой серии. Новости о долгожданной GTA VI в любом случае бы вызвали фурор, но первые подробности трансформации Rockstar оставили лояльную аудиторию в растерянности: некоторые фанаты боятся, что игровая серия потеряет свою идентичность.

Первое изменение связано с новым подходом к сатире и юмору: якобы в GTA VI будет меньше шуток о социальных группах и меньшинствах. Но самые большие опасения публики связаны с тем, что главными героями GTA VI, по информации Шраера, станут два персонажа: мужчина и женщина-латиноамериканка. Разработчики при этом вдохновлялись классической историей Бонни и Клайда, американских грабителей банков. До этого момента героями GTA были мужчины, которых объединяло то, что все они были харизматичными и циничными нарциссами.

Скриншот

Скриншот

Стереотипные шутки и правда были важной частью GTA. Доставалось всем: и афроамериканскому населению США, и консервативным белым политикам, и сексуальным меньшинствам, и реднекам.

Игроки считают, что теперь в «большой» индустрии появились табуированные темы и опасаются, что это скажется на творческой свободе.

Один из популярных комментариев пользователей на портале DTF резюмирует эти тревоги так: «Ждем историю о том, как сильная и независимая латиноамериканка ставит на место карикатурных белых ***мразей».

Схожий разворот в политике Blizzard и целая череда неудачных коммерческих решений скорее поставили студию в положение, в котором каждый их новый анонс встречается в штыки.

Игровая серия родилась в конце 90-х, и тогда GTA сильно отличалась от того, к чему мы привыкли. Конечно, уже тогда это была игра, в которой можно было угонять автомобили, отстреливать мирных жителей, бандитов и копов, выполнять задания преступных семей Либерти-Сити. Но настоящую популярность серии принес переход в 3D. Пока другие игровые студии работали в технологических реалиях 90-х, GTA сделали шаг в будущее: новые технологии визуализации позволили радикально поменять геймплей.

GTA Vice City. Скриншот

GTA Vice City. Скриншот

В период с 2001 по 2004 вышли три части серии: GTA III, GTA Vice City и GTA San Andreas. Именно в этот момент студия смогла нащупать концепт, который использует почти 20 лет: открытый мир и сюжетные сегменты-миссии, через которые двигается повествование.

С началом классической эпохи 3D GTA приобрела яркую черту: проработанный игровой мир, в котором каждая вывеска или реплика была культурной отсылкой или шуткой. Спортивный магазин в GTA будет называться Pro Laps — это игра слов, указывающая одновременно на профессиональные способности наматывать круги (laps), и на prolapse — выпадение прямой кишки через анальное отверстие. На форме кассира в местном аналоге KFC будет написано Taste the Cock (опять игра слов: cock — петух, cock — пенис).

Изображение

Игра выдавала шутки «ниже пояса» одну за одной, стреляла комментариями: социальными, культурными, иногда просто гомофобными и сексисткими. Так сложилась идентичность игровой серии:

GTA не просто экшен, но черное зеркало американской реальности, критика американской поп-культуры и культуры потребления, основанная на доведенных до предела стереотипах. 

В 2008 году вышла GTA IV, совершившая еще одну технологическую революцию. Сюжет игры рассказывал о югославском иммигранте Нико Беллике, который пытается построить американскую мечту в Либерти Сити, игровом аналоге Нью-Йорка. Герой был срисован с персонажа актера Владимира Машкова из фильма «В тылу врага» Джона Мура. Авторы даже предлагали российскому актеру озвучить Нико. Тот отказался, потому что «был далек от игровых дисциплин».

Герой GTA IV Нико Беллик и Владимир Машков в фильме «В тылу врага»

Герой GTA IV Нико Беллик и Владимир Машков в фильме «В тылу врага»

Популярность GTA продолжала расти вплоть до выхода последней номерной части в 2013 году: GTA V, которая стала культурным феноменом и невероятным коммерческим успехом.

Игроки высоко оценили сюжет GTA V, но ключом к финансовой стабильности стал новый игровой режим: GTA Online, в котором можно устроить хаос на улицах Лос-Сантоса вместе с друзьями. Ранее новые игры серии выходили раз в два года, теперь у игроков был игровой режим, который постоянно развивался, обновлялся и расширялся. Если мы посмотрим на статистику достижений GTA V в игровом сервисе Steam, то увидим, что 83% игроков прошла вступление одиночного режима, но только 40% получили следующее сюжетное достижение. GTA Online открывается именно после прохождения вступления одиночного режима. Популярность онлайн-режима заметно выше: игроки чаще получают достижения именно там.

За девять лет поддержки GTA V Rockstar Games не выпустила к ней ни одного сюжетного дополнения. Игроки получали все больше игровых возможностей в GTA Online, но не новую игру. А тем временем в индустрии происходили серьезные изменения. GTA V стала второй по числу проданных копий видеоигрой всех времен, заняв престижное место прямо между Tetris и Minecraft, но этого удалось достичь ценой постоянных переработок, выгорания сотрудников и токсичной рабочей культуры (очевидцы упоминают о пьянстве, драках и корпоративных походах в стриптиз-клубы). В 2018 году сотни сотрудников Rockstar Games рассказали о проблемах в коллективе.

Этот скандал стал одним из крупнейших в череде управленческих кризисов игровой индустрии, которые стали все чаще и громче обсуждать во второй половине 2010-х. 

Со временем Rockstar Games начала меняться, именно об этом и пишет Шраер в своем тексте о предстоящей GTA VI. Один из сотрудников описывает изменения как превращение «клуба пацанов» в «настоящую корпорацию». Чуть ранее, во время переиздания GTA V на новых консолях из игры исчезли трансфобные шутки. Например, компания убрала модельку игрушки Captain Spacetoy Interstellar Transgender. На упаковке было указано, что в набор входят заменяемые гениталии. Подобная судьба постигла и реплики персонажей про гормональную терапию.

Изображение

В 2022 году политические и социальные комментарии GTA V выглядят устаревшими, что неудивительно: далеко не каждая игра оставалась в поле зрении игроков на протяжении 10 лет. Все эти годы, когда потребители покупали новую консоль или компьютер, то первой игрой для них часто становилась именно GTA V.

Такие игры, которые используются в качестве референса, должны включать в себя как можно больше контента, отличную графику (благодаря переизданиям и модам GTA V до сих пор может смотреться современно) и развитый онлайн-режим. Рекламные ролики продвигали GTA V скорее как дополнение к новому процессору или видеокарте, чем как феномен популярной культуры. Если смотреть на видеоигры с такой точки зрения, то желание игроков «держать видеоигры подальше от повесточки» даже можно понять: геймплей GTA не менялся почти два десятка лет, и теперь потребитель хочет быть уверен, что он получит всё ту же игру, только с новой графикой. Неудивительно, что изменения в политике Rockstar Games входят в противоречие с желаниями игроков.

Но игровая индустрия действительно изменилась. Год от года её рост замедляется, а расходы на разработку новых проектов растут. Поэтому помимо белых мужчин студиям нужно искать для своих продуктов новые аудитории. Новая часть GTA должна приносить деньги, причем желательно следующие лет 10, то есть до 2034 года.

Логика решений сугубо капиталистическая, поэтому «повесточку» и борьбу за толерантность как самоцель тут искать не стоит.

Женская игровая аудитория растет год от года и имеет большой потенциал, поэтому разработчики хотят предложить новым игрокам новые сюжеты.

Подобной логики придерживается и Ubisoft: последние части серии Assassin’s Creed позволяют выбрать гендер главного героя. В целом, в этом нет ничего необычного, но для серий вроде GTA и Assassin’s Creed — это новшество. Некоторые студии уходят немного дальше: в последних обновлениях World of Warcraft выбор пола был переименован в выбор «типа тела».

Изображение

В GTA Online с самого начала была возможность создать персонажа женского пола. Причем сами же мужчины их и создавали, поэтому население GTA Online отчасти состоит из женщин-гангстеров, разговаривающих мужскими голосами. Невидимая квир-революция.

Вне зависимости от того, какого пола будут персонажи GTA VI, она всё еще будет тем же аттракционом, в котором большая часть игроков, минуя одиночный режим, отправится прямиком в приключения в онлайне.

А вот актера Машкова на озвучку GTA не позовут уже никогда.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.