КомментарийЭкономика

Покрутили у носа долю

Госкомпании — в том числе «Газпром» — отказываются делиться прибылью с акционерами. Все деньги заберет государство

Утром 30 июня акции ряда российских компаний рухнули: «Газпром» потерял более 30% и сегодня уже стоит в районе 195 рублей вместо 300, почти на 7% упали бумаги «Сбербанка». Причина вполне очевидна: «Газпром», «Сбербанк», а также «Россети» друг за другом сообщили об отказе выплачивать своим акционерам дивиденды за 2021 год. Для обладателей ценных бумаг «Газпрома» это оказалось особенно больно. Эксперты по просьбе «Новой газеты. Европа» объясняют — почему.

Что случилось

«Газпром» за всю свою историю отказывался от выплат дивидендов лишь однажды — в год дефолта по госдолгу РФ в 1998-м году. В правлении компании, с которой должны были «сбываться мечты», отказ делиться частью прибыли объяснили сразу несколькими факторами. Во-первых, заявили представители «Газпрома», надо готовиться к зиме (что бы это ни значило). Во-вторых, нужно заниматься газификацией российских регионов — на все это нужны деньги. Есть еще одна причина — повышенные налоги, которыми государство планирует обложить энергетическую компанию. Следовательно, надо бы затянуть пояса — не до дивидендов.

По словам управляющего директора инвестиционной компании «Московские партнеры» Евгения Когана, на отказ от выплаты дивидендов «Газпрома» напрямую повлияло изменение государством налоговой политики в отношении компании.

«Государство — основной акционер «Газпрома» — решило не радовать инвесторов. Вывести деньги можно двумя способами: либо сперва заплатив налоги, а потом, получив дивиденды, либо просто увеличив налоговую составляющую. Государство говорит: а я теперь меняю правила игры. И вместо того, чтобы забрать 50% чистой прибыли в виде дивидендов, поделившись с другими акционерами, получилась вот такая картинка», — говорит он.

Речь идет о недавнем решении Минфина разово увеличить этой осенью налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Соответствующий законопроект уже прошел основное чтение в Думе. Сумма выплат увеличится на 416 миллиардов рублей в месяц. «Они (миллиарды Ред.) сейчас очень нужны реально», — объяснял, представляя законопроект, глава комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров.

Фото: iato.ru

Фото: iato.ru

Таким образом, за три месяца — с сентября по ноябрь — «Газпрому» придется доплатить НДПИ на общую сумму почти 1,248 трлн рублей — почти столько же, сколько компания планировала распределить между акционерами в виде дивидендов.

При этом и остальные расходы, помимо налоговых, у «Газпрома» будут расти, считает директор департамента инвестиционного анализа и обучения инвестиционной группы «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

«Сейчас компания заняла оборонительную позицию. Это связано с большими затратами «Газпрома» и общей экономической неопределенностью. Рынок Европы мы потеряем, плюс есть санкции, которые надолго. Надо готовиться к тяжелому 22-му году. Высокие цены на газ сейчас не означают, что «Газпром» не будет страдать в дальнейшем, даже если перенаправит свои газовые потоки в Китай. Там не все так просто. Потребуются какие-то совершенно дикие капиталовложения для строительства трубы, потому что газопровод «Сила Сибири» не имеет такой большой пропускной способности. […] Они смотрят вперед, когда денег уже будет не хватать», — уточнил аналитик.

Инвесторы не ожидали

Отказ от выплат дивидендов стал ударом для инвесторов — никто этого не ожидал, ведь совет директоров компании ранее рекомендовал утвердить дивиденды за 2021 год в размере 52,53 рубля на акцию, общий размер выплат мог составить рекордные 1,244 трлн рублей.

«Все и ждали, что, в общем-то, здесь все будет по правилам, тем более что государство — основной получатель налогов с дивидендов», — отмечает Коган.

При этом отказ от выплат «Сбербанка» инвесторов не должен был сильно удивить. Вопреки тому, что компания в 2021 году получила рекордную прибыль в 1,246 триллиона рублей, после введения против нее санкций на дивиденды никто не рассчитывал. Кроме того, отказаться от выплаты еще месяц назад рекомендовал и набсовет банка.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Больше всего обидно из-за «Газпрома», согласен и Андрей Верников.

«Мало кто ожидал, что дивидендов не будет вообще. Особый цинизм состоит в том, что на петербургском форуме глава ЦБ Набиуллина заявила, что нужно вернуть доверие инвесторов. А еще в начале года глава «Газпрома» Алексей Миллер объявлял о рекордных дивидендах. Мне кажется, после этого вернуть доверие инвесторов будет невозможно», — считает он.

В плюсе остались лишь владельцы бумаг «Роснефти»: компания утвердила дивиденды, да еще и рекордные. Сумма средств на их выплату составила 441,5 миллиарда рублей, это 50% чистой прибыли. Если по-простому, то к каждой обыкновенной акции полагается 23,63 рубля сверху.

Вопрос доверия

Эксперты согласны, что в долгосрочной перспективе действия государства, повлиявшего на отказ «Газпрома» платить дивиденды, негативно скажутся на желании инвесторов вкладываться в и без того ослабевшую российскую экономику.

«Это неправильно, это не по-государственному, потому что в какой-то момент государство придет частному инвестору с просьбой вложиться в какие-то проекты. К великому сожалению, я боюсь, что инвесторы могут и сказать: а зачем?» — говорит Коган.

«Госкомпаниям финансирование от массового инвестора не нужно, они без этого пока обойдутся. Поэтому о частных инвесторах никто не думает. 

Однако без дивидендов «Газпром» расти не может. Вряд ли кого-то привлечет идея покупать акции, с которыми все будет становиться хуже и хуже, ведь китайцы не готовы платить такие цены за газ, как Европа», — добавляет Верников.

Проблемы миноритариев

Можно сказать, что обычным акционерам не повезло дважды: они не только остались без дивидендов, но еще и их акции резко подешевели.

«Многие владельцы ценных бумаг уже заявляют, что для них фондовый рынок кончился. «Газпром» для них был неким символом. Они, эти инвесторы, и до этого получили удар — из-за заморозки западных акций перешли в российские акции. А тут и по российским им надавали по голове», — говорит Верников.

Эксперт отмечает, что многие инвесторы говорят о потере всех своих денег: речь идет о тех, кто использовал так называемое «плечо» — кредиты на покупку акций в надежде вернуть заемные средства после роста стоимости бумаг и с дивидендов.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.