СюжетыЭкономика

Пока не поздно пить «Боржоми»

Правительство Грузии и российская «Альфа-Групп» решают, как спасти национальный грузинский бренд и при этом не попасть под санкции

В Грузии уже больше месяца не производят знаменитую минеральную воду «Боржоми» — это происходит из-за забастовки в маленьком грузинском городке и напрямую связано с войной в Украине и санкциями против российских олигархов.

Фото: borjomi.com

Фото: borjomi.com

Природную гидрокарбонатно- натриевую минеральную воду, которая течет в источниках среди реликтовых лесов Боржомского ущелья, разливают по бутылкам в промышленном масштабе с 1890 года. В течение следующих ста лет эта минеральная вода стала самой популярной в Советском Союзе. В 90-х годах многие грузины, мечтавшие о независимости, наивно предполагали, что «Боржоми» станет для экономики Грузии чем-то вроде месторождения нефти. На самом деле все оказалось сложнее — из-за законов свободного рынка национальный бренд несколько раз поменял владельцев. А теперь Грузия и вовсе оказалась в ситуации, когда из-за войны в Украине может лишиться важной отрасли национальной промышленности.

О приостановке работы двух заводов по розливу воды компания «IDS Borjomi Georgia» объявила 29 апреля, в заявлении говорилось о проблемах с финансами: «К сложной обстановке, создавшейся на основных рынках сбыта, добавился и ограниченный доступ к банковским счетам, что закрыло компании возможность получения валютных поступлений и расчета с кредиторами».

Компания IDS Borjomi Georgia является частью IDS Borjomi International, у которой производства, помимо Грузии, расположены также в России и Украине. Компании принадлежат грузинские бренды «Боржоми», «Ликани», «Митарби» и «Бакуриани», украинские «Миргородская», «Моршинская» и «Трускавецкая», а также российские «Святой источник» и «Эдельвейс». Продукция экспортируются в 40 стран мира.

Однако именно Россия и Украина являются самыми важными рынками сбыта для грузинской минеральной воды. В прошлом, 2021 году, доходы от продажи «Боржоми» в России составили 14.4 млн долларов, а в Украине — 6.7 миллиона долларов.

В последние три месяца продажи в Украине остановлены из-за военных действий, а продавать «Боржоми» в России компании стало невыгодно — ведь теперь это нельзя делать за доллары.

Несмотря на то, что сама компания IDS Borjomi не находится под санкциями, проблема в том, что контрольный пакет акций компании «Боржоми» принадлежит крупному российскому финансовому конгломерату «Альфа-Групп». После того, как санкции назначили в отношении главного акционера «Альфа», российского олигарха Михаила Фридмана, проблемы начались и у «Боржоми». Счета Фридмана заморожены, и он не может ни вложить собственные деньги в «Боржоми», ни стать гарантом в финансовых сделках с потенциальными кредиторами.

Под санкции попали и другие акционеры «Альфа-Групп»: Алексей Кузмичев, Герман Хан и Петр Авен. Все это сильно ударило по репутации: облигации «Боржоми Финанс» уже упали в цене на более чем 40%. Не заставили себя ждать и проблемы со сбытом — например, в Эстонии «Боржоми» с полок магазинов уже убрали.

Сокращение продаж IDS Borjomi International началось еще два года назад, из-за пандемии — доходы компании снизились на 6,93% — до 470 млн долларов.

Зарплата и выходные

Именно из-за пандемии в Боржоми прошла забастовка и год назад — в мае 2021 года. Тогда завод тоже прекращал работу — сотрудники требовали повышения зарплат, но руководство все списало на кризис из-за коронавируса. Спустя год сотрудники «Боржоми» получили новые контракты. Указанные в них условия оплаты труда, мягко говоря, восторга не вызвали. В ответ практически все сотрудники «Боржоми» снова устроили забастовку. Они настаивают на том, что завод должен работать в полную силу, а их зарплата — вырасти хотя бы на четверть.

Забастовку координируют профсоюзы. Там заявляют, что бастующих — около 350 человек, это сотрудники завода по розливу N1 (основного) и N2 (вспомогательного, родниковой воды). Не выходят на работу координаторы водных участков, операторы, наладчики, автозагрузчики, уборщики. В основном это местные мужчины и женщины, которые стоят возле входов на заводы с плакатами: «Мы требуем причитающихся зарплат!», «Верните «Боржоми» в Боржоми!», «Прекратите увольнения».

У сотрудников есть претензии и к правительству — они считают, что власти пока ничего не сделали для того, чтобы защитить национальный бренд и сохранить их рабочие места. А ведь премьер Ираклий Гарибашвили еще 30 апреля пообещал «хорошие новости» по вопросу Боржоми сотрудникам компании и всей Грузии, однако с тех пор прошло больше месяца, а положительных изменений нет.

Напротив, на акциях заявляют, что с завода уже уволили 50 человек, многим сотрудникам не выдали зарплату за апрель, под вопросом выплаты за май. Кроме того, рабочие недовольны тем, что руководство их запугивает и угрожает — с жалобами на «нарушения и дискриминацию со стороны руководства» сотрудники уже обратились к омбудсмену.

В безрезультатных попытках наладить переговоры между сотрудниками и правлением завода прошло три недели.

Пока все акции проходят мирно. На одной из них сотрудников полиции даже поздравили с их профессиональным днем. Но долго оставаться в курортном Боржоми бастующие не собираются — они грозятся дойти до Тбилиси и продолжить бессрочную забастовку в столице. «Мы придем в Тбилиси вместе с семьями, которые мы должны кормить — и пусть этим займутся власти», так говорят участники акций.

Глава Профсоюза работников аграрных хозяйств,торговли и промышленности Георгий Диасамидзе объясняет журналистам, что рабочие отказываются вести переговоры без поддержки профсоюза, так как считают, что «представители компании обманывают их уже год».

Он напоминает, что администрация заводов пообещала сотрудникам увеличить зарплату еще год назад, однако так и не сделала этого.

В Боржоми работает около 400 сотрудников, это приблизительно 400 семей. Если к этом добавить дистрибуцию, то получится, что при самом плохом сценарии без куска хлеба останется до 1000 сотрудников,

поясняет представитель профсоюза.

Диасамидзе подчеркивает, что сотрудники настаивают на улучшении условий труда: на заводе «Боржоми» один работник зачастую выполняет функции нескольких, в итоге у людей не остается времени даже устроить обеденный перерыв. «Здесь есть люди, у которых за 6-7 лет не было ни одного выходного дня» , — говорит Диасамидзе.

«Мы протестуем против того, что работодатели нас обманывают. У директора компании зарплата 75 тысяч лари (около 25 тысяч долларов), а я добиваюсь, чтобы мне платили хотя бы 1000 лари (около 330 долларов)», — говорит участник акции журналистам.

Диасамидзе подтверждает, что за последний год зарплаты не увеличились, а уменьшились. И это при том, что за время пандемии в Грузии показатель инфляции вырос в четыре раза и составил в мае 13,3% вместо целевых 3%. Специалисты считают, что из-за войны в Украине исправить ситуацию с ростом цен на продовольствие не удастся еще как минимум полгода.

Между тем на заводе в Боржоми есть участки, где зарплата составляет 400, 500 и 600 лари. «Есть грузчики, которые работают и в холод, и в жару, и получают 1000 лари, и это слишком мало за такой труд. С учетом выросшей инфляции таких зарплат недостаточно, чтобы кормить семью», — возмущается Диасамидзе.

Несмотря на это, в правлении заводов требования бастующих считают неуместными. Директор завода N1 по розливу воды Мераб Ахметели заявляет, что с учетом создавшегося кризиса, нереально говорить о повышении зарплат. Также по его словам, в забастовке принимают участие далеко не все сотрудники компании.

«На обоих заводах по розливу в Боржоми сейчас работают 630 человек. Вы знаете, что сегодня компания находится в тяжелейшем положении, заморожены счета, остановлено производство и более 80% экспорта. Сегодня наша главная цель — преодолеть кризис и спасти производство. Чтобы не было остановок на самом важном для нас — грузинском рынке, мы имеющимся у нас небольшим ресурсом и с минимальной нагрузкой, поддерживаем производственный процесс. А в этой ситуации, с учетом имеющегося кризиса, разговоры о росте зарплат на 25% являются нереальным требованием и целенаправленным действием, наносящим ущерб и без того сведенному к минимуму производству и задействованным на нем людям», — заявил Ахметели в интервью Общественному телевидению Грузии.

Он обратил внимание и на то, что компания хочет «дать возможность работать той части сотрудников, кто готов вместе с обновленным менеджментом бороться за спасение компании»: «IDS Боржоми» остается одним из лучших работодателей в Грузии, мы и в этих тяжелейших условиях приняли решение сохранить 95% сотрудников».

Неправильный Боржоми

Было время, когда «Боржоми» в России запрещали и продолжалось это целых семь лет подряд — с 2006 года, из-за обострения отношений между Россией и Грузией. Роспотребнадзор решил предъявить претензии к грузинскому вину и минеральной воде сразу после того, как в Тбилиси по обвинению в шпионаже были задержаны российские офицеры. Это была одна из первых крупных «антироссийских акций» третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. После этого обстановка между странами накалится еще не раз и все закончится войной 2008 года и разрывом дипломатических отношений.

Грузинское вино и «Боржоми» вернулись на российские прилавки только после того, как в Грузии сменилась власть, а у «Боржоми» — владельцы. В январе 2013 года российская «Альфа-Групп» приобрела контрольный пакет акций IDS Borjomi у вдовы миллиардера Бадри Патаркацишвили — Инны Гудавадзе.

С тех пор Роспотребнадзор больше ни разу не запретил «Боржоми», даже на фоне кризиса в 2019 году, когда Москва была очень недовольна массовыми акциями протеста в Тбилиси после «ночи Гаврилова». Тогда факт выступления депутата Госдумы Сергея Гаврилова в парламенте Грузии, даже несмотря на незначительность мероприятия, вывел на улицы десятки тысяч разгневанных грузин. Напряжение между Тбилиси и Москвой тогда выросло, запреты вина и воды снова обсуждались, но в итоге в Кремле решили, что наказание правительства «Грузинской мечты» можно ограничить отменой прямых аварейсов между РФ и Грузией.

Чей «Боржоми»?

Бадри Патаркацишвили. Фото: Википедия

Бадри Патаркацишвили. Фото: Википедия

На пике популярности производство воды «Боржоми» в Советском Союзе в 80-х годах превысило 400 млн. бутылок. Распад СССР вызвал сокращение производства. С 1997 года компания была передана основателю крупного грузинского банка «Tи-би-си» Мамуке Хазарадзе, и вошла в компанию Georgian Glass & Mineral Water. В 2002 году контрольный пакет акций «Боржоми» приобрел предприниматель Бадри Патаркацишвили, который тогда как раз переехал из Москвы в Тбилиси из-за проблем с российской прокуратурой.

Международную компанию IDS Borjomi International основал фонд Salford Capital Partners, созданный Патаркацишвили вместе с российскими бизнесменами Романом Абрамовичем и Борисом Березовским.

После смерти Бадри Патаркацишвили в 2008 году между Березовским и наследниками Патаркацишвили возник судебный спор по поводу активов Salford, который завершился мировым соглашением в сентябре 2012 года. Березовский официально передал спорные активы, в том числе IDS Borjomi, семье Патаркацишвили.

В 2012 году журнал Forbes оценил компанию IDS Borjomi International в 500 миллионов долларов.

В 2013 году вдова Патаркацишвили Инна Гудавадзе подтвердила факт заключения сделки по продаже контрольного пакета — 60% «Боржоми» российской «Альфа-Групп». Условия сделки были конфиденциальными. Согласно данным открытых источников, за компанию было заплачено 460 млн долларов.

В настоящее время Гудавадзе, которая проживает в Лондоне и занимает 66-е место в рейтинге самых богатых людей Великобритании, принадлежит 40% акций «Боржоми».

Директором компании является гражданин России Владимир Ашуров. До июня 2021 года директором грузинского филиала был Михаил Провоторов, также гражданин России, которого сменил Иванэ Мачавариани — бывший министр финансов Грузии в правительстве «Грузинской мечты».

В конгломерат IDS Borjomi International также входят IDS Боржоми –Украина, IDS Боржоми-Россия, IDS Боржоми — Беларусь и IDS Боржоми Europe с офисом в Литве. В целом в этих компаниях работает до 7 тысяч человек.

Компания занимала 12% всего российского рынка минеральных вод. По данным за 2020 год, компания продала в России 132 миллиона бутылок минеральной воды «Боржоми» и 530 миллионов бутылок воды «Святой источник».

Единственно правильное решение

19 мая компания «Альфа-Групп» сделала правительству Грузии официальное предложение — безвозмездно передать свою долю в IDS Borjomi Georgia.

Этот шаг позволит правительству Грузии участвовать в управлении международной компанией, объяснила в «Альфа-Групп».

«В связи с недавними негативными событиями в регионе IDS Borjomi International испытывает перебои в работе и трудности с банковскими услугами, что вынудило компанию приостановить производство на заводах по розливу в городе Боржоми. В результате более тысячи человек оказались под угрозой потери работы. Если правительство Грузии одобрит предложение компании, которой принадлежит IDS Borjomi International, компания сможет восстановить производственный процесс на заводах и возобновить хозяйственную деятельность», — сказано в сообщении.

Через два дня после этого предложения на него откликнулся премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. По его подсчетам, доля, которую владельцы «Боржоми» хотят подарить правительству, оценивается в 100 миллионов долларов.

«У компании «Боржоми» не будет никаких проблем с оперированием и бренд, которым мы гордимся, продолжит работу», — заверил Гарибашвили.

«По вопросу компании «Боржоми» мы, как и обещали, работаем активно, у нас была прямая коммуникация с управляющей компанией, со всеми обсудили вопрос. Вы знаете, что есть предложение государству, правительству, нашему государству дарят долю, которая может составить до 100 миллионов долларов. Поэтому я уже поручил министерствам экономики и юстиции, и через несколько дней у меня будет отчет. На следующем заседании правительства мы это утвердим», — сказал Гарибашвили 21 мая.

Премьер поручил министерствам экономики и юстиции составить правовую оценку процесса передачи доли компании. Однако с тех пор прошло две недели, а вопрос с юридическим обоснованием по-прежнему находится в подвешенном состоянии. По крайней мере, премьер во время последнего выступления в парламенте на прошлой неделе даже не ответил на вопрос депутатов о том, что же происходит с «Боржоми».

Другие правильные решения

Многие представители грузинской оппозиции сомневаются в том, что процесс передачи актива «Боржоми» пройдет прозрачно. Причины неожиданной щедрости «Альфа-Групп» остались непонятны для депутата самой крупной оппозиционной партии «Единое национальное движение» Романа Гоциридзе.

«Не кроется ли за этой сделкой конфиденциальная договоренность о возврате этой доли в будущем, что по сути означает обход санкций?», — задался вопросом Гоциридзе на своей странице в Facebook.

Свое, чисто экономическое видение проблемы обозначил и бывший владелец «Боржоми» Мамука Хазарадзе, который безуспешно пытался быть партнером правительства «Грузинской мечты» в строительстве глубоководного порта Анаклия, однако после провала этого проекта перешел в оппозицию.

Хазарадзе предложил государству вывести акции компании «Боржоми» из «Альфа-групп», а затем продать их гражданам Грузии через Тбилисскую фондовую биржу. «Только такими шагами можно преодолеть кризис и в то же время придать большой импульс формированию рынка капитала», — считает Хазарадзе.

Между тем бывший президент Нацбанка Грузии Георгий Кадагидзе считает, что

проблема «Боржоми» носит не только экономический, но и политический характер. И это не в последнюю очередь связано с нежеланием правительства «Грузинской мечты» портить отношения с Москвой.

«Правительство Грузии должно заявить, что у актов, принятых США, Великобританией и ЕС в отношении кремлевских олигархов, есть юридическая сила на территории Грузии», пояснил он свою позицию в соцсети.

Кадагидзе предлагает принять в Грузии закон о замораживании имущества попавших под санкции олигархов. После этого суд должен назначить для управления имуществом, на которое наложен арест, нового управляющего — международного и с хорошей репутацией. При этом прибыль, полученная от продаж предприятий или имущества подсанкционных российских миллиардеров, должна быть направлена на счета для восстановления ущерба, нанесенного Украине.

«В итоге Боржоми продолжит деятельность под руководством нового руководителя, люди сохранят рабочие места, а бюджет — доходы. Главное, что мы можем быть открыты для братской Украины и наши бизнесмены смогут принять участие во многомиллиардных тендерах на восстановление Украины. Так что, у нас нет проблемы «Боржоми», у нас есть проблемы с внешнеполитическим курсом», — пишет Кадагидзе.

Оффшор на Кюрасао

Согласно отчету влиятельной неправительственной организации «Транспаренси Интернешнл», компания, производящая минеральные и природные воды «Боржоми», «Ликани» и «Бакуриани» является дочерней компанией ООО IDS Borjomi Beverages Company, зарегистрированной в оффшорной зоне Кюрасао, на Антильских островах, принадлежащих Нидерландам.

60% материнской компании (по состоянию на 2019 год) принадлежало CTF Holding SA, компании, зарегистрированной в Люксембурге. Бенефициарные владельцы компании неизвестны.

Согласно финансовому отчету компании, проверенному ООО PriceWaterhouseCoopers LLC, по состоянию на 31 декабря 2019 года активы грузинского филиала ООО «IDS Borjomi Beverages Company» составляли 159 млн долларов и по сравнению с 2018 годом увеличились на 19%. В 2019 году компания получила чистую прибыль в размере 17,3 млн долларов, а в 2018 году — 14,5 млн долларов.

По состоянию на 31 декабря 2020 года активы грузинского филиала IDS Borjomi Beverages Company составляли 87 млн

долларов, согласно финансовому отчету, проверенному аудиторской компанией ООО «Эрнст энд Янг». В 2019 году компания получила прибыль в размере 17,3 млн долларов, а в 2020 год завершила с убытком в размере 49 млн долларов.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.