Нерабочий закон
Закон, ограничивающий неправительственные организации с зарубежным финансированием, уже два года служит причиной для массовых акций протеста в самой стране и упреков со стороны европейских структур и США.
Принятый в мае 2024 года только со второй попытки закон «О прозрачности иностранного влияния» обязывает проходить регистрацию в специальном реестре те неправительственные организации и СМИ, иностранное финансирование которых превышает 20% бюджета.
За уклонение от регистрации предусмотрен крупный штраф, однако большинство НПО и СМИ в Грузии отказались проходить регистрацию: некоторые решили, что лучше заплатить штраф, другие зарегистрировали новые организации, что позволяло на год отложить их внесение в реестр, третьи закрыли НПО в Грузии и перерегистрировали их за границей.
В итоге, спустя полгода после задействования закона, власти вынуждены констатировать, что попытка подчинить гражданский сектор под предлогом борьбы за прозрачность потерпела неудачу: несколько десятков самых влиятельных и крупных НПО так и не вписались в реестр.
Исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе признал, что в действующем реестре иноагентов зарегистрировались «порядочные, законопослушные НПО, которые получали небольшие суммы из-за границы, и не собираются совершать переворот». Но мелкие организации власти никогда не интересовали — главной целью закона всегда были те, кто занимается мониторингом выборов, правовой защитой и журналистскими расследованиями государственной коррупции.
«Большинство НПО, получающих крупные объемы финансирования от иностранных держав, отказываются регистрироваться в предусмотренном законом реестре и предпочитают подвергаться санкциям, предусмотренным законом. Соответственно, действующий закон не может эффективно реализовать волю законодателя», — подтверждает эту мысль пояснительная записка, распространенная парламентским бюро.
Однако если солидарность внутри страны грузинский гражданский сектор не подвела, то решение новой администрации в Вашингтоне приостановить финансирование программ Агентства США по развитию (USAID) стало, мягко говоря, неприятным сюрпризом.