Сюжеты · Политика

В Молдове и Приднестровье — энергетический кризис

Как Кишинев и Тирасполь (не) справляются с перекрытием транзита российского газа

Кирилл Букетов, специально для «Новой газеты Европа»

Спасатели привозят дрова льготникам в Приднестровье. Фото: Архив ГУпЧС

С 1 января, когда истек срок договора между «Газпромом» и Киевом на транзит газа в Европу, жители самопровозглашенного Приднестровья обходятся без отопления и горячей воды, а также сталкиваются с веерными отключениями электроэнергии.

«Новая газета Европа» разбирается, как Молдова пытается выйти из энергетического кризиса, и рассказывает, с чем сталкиваются обычные жители.

Дрова вместо газа

Новый 2025 год жители Приднестровья встретили в холодных квартирах и без горячей воды. В семь утра 1 января «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» отключил от отопления почти 75 тысяч домохозяйств. К 3 января их число выросло: «президент» самопровозглашенной республики Вадим Красносельский заявил, что без отопления и горячей воды остались 1,5 тысячи многоэтажек и почти 72 тысячи частных домовладений — без газа. И это при том, что в Приднестровье живет всего чуть более 450 тысяч человек.

— Слава богу, для приготовления пищи пока остался газ в плитах. В частном секторе ситуация несколько хуже. Там газоснабжение отключено полностью, и люди должны либо топить дровяными печами, либо ставить какие-то электрические устройства, чтобы и приготовить пищу, и погреться, — рассказывает «Новой-Европа» Игорь из Бендер, второго города в Приднестровье (его имя изменено по просьбе героя).

В отсутствие централизованного газа жители региона возвращаются к печному отоплению. По наблюдению местных СМИ, за последнюю неделю слово «дрова» стали искать в интернете в два раза чаще. В соцсетях публикуют ролики о готовке на печи.

Однако возвращение к традиционному отоплению порой оборачивается трагедией. Так, в ночь на 2 января в Рыбнице сгорел дом: семья более десяти лет не прочищала дымоход, и после первой же топки на крыше произошел пожар. В другого доме случился пожар, когда жители оставили вещи у раскаленной печи.

В соцсетях встречается немало обреченных отзывов от местных жителей. «Будем в квартирах буржуйки держать и готовить на этих печах. Возвращаемся в 30-е годы», — комментирует новость о заседании местного «оперативного штаба» по энергокризису предположительно местная жительница. Под постом об отключении тепла и горячей воды предположительно еще один местный житель пишет: «Ждем весны и лета. Валенки и шубы — в продажу, обогреватели уже разлетелись как горячие пирожки. Кому война, а кому мать родна».

Каникулы

Протестов на улицах нет. О маловероятности акций в разговоре с «Новой-Европа» заявил политолог и руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун. По словам уехавшего в 2022-м политика, сказывается отсутствие оппозиции в Приднестровье.

— Нет легальной политической силы, которая могла бы использовать эту ситуацию для того, чтобы даже на уровне политических деклараций заявить, что руководство [региона] не справляется, и призвать к перевыборам, — отмечает Дирун.

Местный житель и собеседник «Новой-Европа» Игорь добавляет:

— Люди празднуют Новый год, готовятся к Рождеству. Как всегда у нас на постсоветском пространстве, на уровне кухонь и телефонных переговоров все, безусловно, недовольны. Но это недовольство не вытекает ни в какие-то акции, ни хотя бы в массовое недовольство.

Вентиль на трубе российского «Газпрома». Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

Многие, по словам Игоря, заранее закупились обогревателями, пледами и газовыми баллонами. Он также рассказал о резком повышении цен на необходимые товары, отметив, что они стали «в несколько раз дороже».

Самому Игорю, по его словам, повезло. Несмотря на проживание в обычной многоэтажке, он пока не ощутил на себе самых тяжелых последствий энергокризиса. Его район миновали веерные отключения, а наличие бойлера позволило обеспечить квартиру горячей водой.

— В частных домах мои друзья, как раньше, вынуждены мыться с ковшиком и тазиком, — добавляет наш собеседник.

На улицах приднестровских городов до вечера 3 января чрезвычайное положение (оно еще в декабре 2024-го введено и в Приднестровье, и в Молдове) было заметно не так явно. Хотя веерные отключения света напоминали о кризисе, новогодние каникулы помогли местным властям частично сгладить ситуацию.

Школы и детские сады пока закрыты на каникулы, впрочем, родителей предупредили: если проблему с отоплением не удастся решить к 8 января, детей временно переведут на домашнее обучение. Игорь также отметил, что на праздниках с семьей посещал кинотеатр, где из-за отсутствия отопления зрителям пришлось смотреть фильм в верхней одежде.

Жителей пансионата для престарелых свезли в место, где есть собственная котельная. Фото: соцсети / ТГ-канал Sputnik Молдова

— С информационной точки зрения Тирасполь не скрывает остроту и сложность положения. Он говорит прямым языком.

Он называет конкретные даты, когда у него газ закончится, он называет цифры, там порядка 300 школ, 150 садиков, они отключены от газа. Тирасполь к этой ситуации начал готовиться еще с начала декабря, — говорит Дирун.

Большая часть промышленных предприятий в Приднестровье были отключены от газа еще 29 декабря и в связи с этим они закрылись, сейчас работают только заводы по производству еды. Один только Рыбницкий металлургический завод давал работу двум тысячам человек. Чтобы избежать увольнений, сотрудникам планируют выплачивать минимальную зарплату, однако остается неясным, согласятся ли сами люди работать в таких условиях.

Вечером 4 января также стало известно о приостановке работы ключевого для самопровозглашенной республики хлебозавода, который производил около двух тонн изделий в сутки. По сообщениям властей, газа должно хватить до 10 января на севере страны и до 20 января — на юге, где расположены самые крупные города самопровозглашенной республики.

— Тирасполь может продержаться без катастрофы еще несколько недель, однако дальнейшего плана не видно. Расчет, судя по всему, на то, что большие игроки из Москвы, Киева и Брюсселя всё решат за них, — рассуждает в разговоре с «Новой-Европа» Александр Фленкя, директор Initiative for Peace и вице-премьер Молдовы по реинтеграции в 2019–2020 годах.

Электростанция в сумерках в Кишиневе, Молдова. Фото: Dumitru Doru / EPA-EFE

В режиме экономии

2025 год на правом берегу Днестра встретили отключением праздничной подсветки и остановкой эскалаторов в торговых центрах. Власти назвали это частью мер по «поэтапному отключению энергии».

Большая часть энергии (около 80%) в Молдову поступает от Молдавской ГРЭС, которая контролируется Приднестровьем и питается за счет дешевого российского газа. Поставки энергии соседям формируют большую часть бюджета Тирасполя, однако из-за остановки подачи газа тепловая станция теперь обеспечивает энергией только Приднестровье. Чтобы ГРЭС не остановилась, власти перевели ее на уголь, которого должно хватить на 50 дней. В этих условиях дефицит энергии наблюдается и в Кишиневе.

— Молдова находится в режиме максимальной экономии. Вся наша энергосистема держится сейчас на поставках из Румынии,

однако у этих просто есть предел пропускной способности для транспортных сетей. Кроме того, вопрос цены также стоит очень остро. Энергия из Европы стоит в два-три раза дороже приднестровской, — говорит Фленкя.

Про невозможность замещения говорит и политолог Анатолий Дирун.

— Представьте маленькую печь-буржуйку и огромные дрова, [которые в нее не помещаются]. Чтобы использовать такое полено, его надо разрубить на мелкие щепки и по чуть-чуть подкидывать в огонь. Румыния при всем благоприятном раскладе может закрыть только порядка 20–25% потребностей [Молдовы и Приднестровья]. Физически она не может поставить больше, даже если электроэнергия будет для нас доступна, — объясняет собеседник «Новой-Европа».

Кишинев тем временем уже объявил о поднятии тарифов на 75%. Так, цена от главного поставщика увеличилась с 2,34 до 4,10 леев (24 рубля) за кВтч, а стоимость гигакалории отопления поднялась на 686 леев, достигнув 2510 леев (примерно 15 тысяч рублей).

По словам Дируна, власти стараются успокаивать жителей, но рост тарифов и дефицит энергии могут серьезно ударить по бизнесу. Анонсированные компенсации покрывают лишь часть расходов, а претендовать на них имеют право не все. Компенсации предусмотрены только для пользователей, зарегистрированных на профильном государственном сайте, и для тех, кто не тратит более 110 кВтч в месяц.

Вход в главный офис MoldovaGaz в Кишиневе, Молдова. Фото: Dumitru Doru / EPA-EFE

Молдавские эксперты, с которыми поговорила «Новая-Европа», предупреждают, что счета за тепло и свет нынешней зимой рискуют стать непосильными для многих семей.

— В среднем от половины до двух третей доходов среднего домохозяйства будет уходить на электроэнергию. Люди экономят, как могут, и будут мерзнуть, — говорит Фленкя.

Высокие ставки

На запрет транзита от Украины накладывается и другая проблема: «Газпром» требует от «Молдовагаза» 709 миллионов долларов долга (из которых около 276 млн — это проценты).

«Молдовагаз» на 50% принадлежит самому «Газпрому», на 35,33 % — Министерству экономики Молдовы и на 13,44% — «Государственному комитету по управлению имуществом» Приднестровья. Долг Приднестровья перед российским газовым гигантом при этом достиг почти 11 миллиардов долларов: газ в самопровозглашенную республику Москва поставляла фактически бесплатно.

При подписании последнего договора в 2021 году «Газпром» потребовал от Кишинева выплатить долг, но согласился и на проведение аудита задолженности. Молдова сначала не могла найти подходящую компанию, а потом, после начала войны в Украине, подписала договор с норвежской Wikborg Rein Advokatfirma AS и британской Forensic Risk Alliance. По итогам аудита Молдова согласилась выплатить лишь 8,6 млн долларов, сославшись на недостаток документов по остальной части долга. «Газпром» и «Молдовагаз» не признали итоги финансовой проверки, подчеркнув, что отчет иностранных компаний не согласовывался с наблюдательным советом «Молдовагаза».

— Ситуация, которая сложилась в Приднестровье, Молдове и Украине с транзитом российского газа — это сугубо политический вопрос. То есть это вопрос денег, которые настолько большие, что это уже становится политикой, — говорит Фленкя.

Как утверждает бывший вице-премьер по реинтеграции, ему сообщали, что в конце 2024 года активно прорабатывался вопрос о поставках украинского газа на Молдавскую ГРЭС, однако Москва якобы запретила Тирасполю соглашаться на такие условия.

— Вариантов много, они есть и могут стоить больше или меньше денег, но ни один из них не сработает до тех пор, пока в Тирасполе выполняют команды из Москвы, — добавляет Фленкя.

Еще до перекрытия трубы президент Молдовы Майя Санду обвинила «Газпром» в провоцировании кризиса. По ее словам, российская компания отказывается поставлять газ по альтернативным маршрутам.

Сейчас компании Energocom SA и «Молдовагаз» заявляют о возможности приобретать газ в Европе. В тестовом режиме 31 декабря уже было закуплено более 22 тысяч кубометров газа из Болгарии на платформе Balkan Gas Hub — его доставили по трансбалканскому коридору. В Кишиневе этот вариант решения кризиса рассматривают как основной. Госсекретарь Министерства энергетики Молдовы Константин Боросан в интервью Newsmaker заявил, что «Тираспольтрансгаз» даже без лицензии может приобретать газ на европейском рынке через посредничество Energocom.

«Молдовагаз» заявляет, что предлагал руководству приднестровского «Тираспольтрансгаза» помощь в закупке газа через европейские платформы, но получил отказ. Впрочем, учитывая финансовые трудности Тирасполя, который не может оплатить даже относительно дешевый российский газ, остается непонятным, откуда бы у него взялись деньги на закупки из ЕС.

В Кишиневе называют ситуацию в Приднестровье шансом на воссоединение с непризнанной республикой. Вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян подчеркивает: «В конце концов, мы все должны понимать, что энергоресурсы имеют свою рыночную цену и что в конечном итоге в приднестровском регионе должны будут действовать рыночные правила. Те же самые, что действуют на территории Молдовы, а не другие так называемые правила».

Горящая газовая конфорка. Фото: Dumitru Doru / EPA-EFE

Однако Фленкя в разговоре с «Новой-Европа» утверждает, что Кишинев упустил возможность повлиять на Тирасполь.

— Всё сейчас происходит по сценарию Москвы. Кишинев лишь реагирует на кризис, но не является драйвером решений. Поставки приднестровской энергии — это три четверти всей энергии, необходимой Молдове. Реши в администрации Санду проблему обеспечения газом и для себя, и для Тирасполя, это практически разрешило бы весь конфликт, — уверен Фленкя.

Пока же президент Санду призывает жителей экономить, например, выключать свет, если он не используется, и снижать температуру кондиционеров, чтобы помочь стране продержаться до разрешения кризиса.