Диссидентство и перестройка
Татьяна Котляр впервые столкнулась с противодействием государства в 1980-х годах. Со своим мужем, программистом и философом Антоном Неверовским, они собирали книги самиздата и помогали политзаключенным: организовывали сбор денег, передавали посылки с продуктами и литературой. За это в мае 1982 года в ее дом пришли с обыском сотрудники КГБ и изъяли рукописи мужа. Саму Котляр «по требованию» уволили из гидрометеорологического института. До начала перестройки она была вынуждена работать учительницей в сельской школе, которая находилась в нескольких десятках километрах от Обнинска.
В конце 1980-х Котляр организовывала митинги за перестройку и в поддержку Бориса Ельцина, которого уволили с должности первого секретаря Московского горкома. Так она познакомилась с правозащитником Львом Пономаревым и приняла участие в создании движения «Демократическая Россия». В 1994 году Татьяна Котляр впервые выиграла выборы — в Обнинское городское собрание.
Помощь призывникам в 1990-х
Свою позицию она использовала для помощи людям: помогала ветеранам получать льготы, рассказывала призывникам, как избежать отправки на первую чеченскую войну, подав заявление на альтернативную гражданскую службу. Объектом мести со стороны государства стал сын Котляр, Дмитрий Неверовский. Он учился в Обнинском институте атомной энергетики (ИАТЭ), был зачислен на военную кафедру, но в 1995 году ушел с нее в знак протеста против войны в Чечне. После окончания учебы в 1997 году Дмитрий получил повестку и подал заявление об альтернативной гражданской службе. Однако призывная комиссия проигнорировала прошение. Неверовский подал жалобу, которая не была удовлетворена.
В октябре 1999 году в отношении Дмитрия возбудили уголовное дело за «уклонение от военной и альтернативной гражданской службы». 25 ноября 1999-го был вынесен обвинительный приговор с максимальным наказанием по статье — лишение свободы на два года. Решение суда подверглось критике. Егор Гайдар говорил: «И сам приговор, и обстоятельства, в которых он был вынесен, являются угрозой фундаментальным правам личности, таким как свобода мысли и убеждений, угрозой базовым принципам демократии, а обстоятельства дела дают самые серьезные основания ставить под сомнение независимость суда при принятии данного решения». Европарламент принял резолюцию, в которой призвал пересмотреть дело Неверовского.
8 февраля 2000 года Калужский областной суд отменил приговор — Неверовский вышел из СИЗО. А в апреле 2001 года в доме Котляр произошел пожар, в котором Дмитрий Неверовский погиб. Татьяне Котляр и ее мужу удалось спастись: они с сыном жили в разных комнатах. Правозащитница допускает, что это мог быть поджог, но страховая компания пришла к выводу, что возгорание произошло из-за короткого замыкания.