Ноябрьская трагедия на вокзале в Нови-Саде, вероятно, произошедшая из-за коррупции и нарушений при недавней реконструкции здания, послужила катализатором общественного недовольства в Сербии.
После паузы в несколько недель социальный протест, вызванный вполне бытовым, коммунальным вопросом, возродился в виде политического движения национального масштаба. В последние дни к протестам присоединяются организации, которые до сих пор не принимали активного участия в таком формате выражения гражданской позиции.
Драйверами движения неожиданно стали студенты: целые факультеты и даже университеты регулярно выходят на митинги, блокируют дороги, объявляют сидячие забастовки перед правительственными зданиями и требуют отставки ключевых политических фигур, включая премьер-министра Милоша Вучевича и мэра Нови-Сада Милана Джурича. К примеру, 12 декабря в Белграде перед зданием Радио и телевидения Сербии собралось около восьми тысяч протестующих студентов. Молодежь формулирует и более широкие социальные требования: улучшение условий обучения, повышение академической свободы и борьбу с коррупцией в образовательной системе.
Ранее считалось, что для Сербии студенческие протесты остались в прошлом, как один из эпизодов истории Югославии 1990-х. Тогда массовые митинги молодежи стали одними из крупнейших выступлений против режима Слободана Милошевича в целом, и в итоге сыграли роль в ослаблении его режима, предвещая окончательного падение его режима в 2000-ом году. События последних недель показывают, что студенческие протесты в Сербии снова актуальны, и в них участвуют даже учащиеся старших классов и некоторых колледжей, чего не было в 1990-е.
Правительство реагирует на эти протесты в привычно жестком режиме, прибегая к силовым методам для разгона толпы. Но это только усиливает недовольство и радикализует протестующих. Есть попытки и начать переговоры с лидерами студенческих движений, но многие студенты скептически настроены в отношении обещаний властей, и пока это также не принесло плоды.