— Только за последний год в PERMM трижды приходили, а ее директора Наилю Аллахвердиеву в мае штрафовали. Вы уверены, что нынешние обыски именно из-за вас?
— Наоборот, я думаю, что я только повод. Меня в России 11 лет как нет. Люди, которые хотят просто закрыть музей или прибрать его к своим рукам, воспользовались этой ситуацией для того, чтобы осуществить расправу.
— Вы продолжаете общаться с кем-нибудь из пермских коллег, российских коллег?
— Вы знаете, сейчас такие времена: скажешь — а ТАМ кто-то прочтет. Я бы так сказал: я в курсе, конечно, того, что происходит. Стараюсь не делать ничего, что может кому-то из оставшихся в России навредить. Никого не подводить — ни художников, ни кураторов. Прозвучала, например, версия, что обыски у [генерального продюсера KION] Игоря Мишина связаны с моим делом. Мы с ним практически не знакомы, один раз у [продюсера Александра] Роднянского виделись за всю жизнь. Я абсолютно уверен, что это некто — Михалков или кто-то другой — пытается расправиться со своим конкурентом. И решил воспользоваться заведенным на меня уголовным делом в своих личных интересах. Это никакого отношения ко мне не имеет.
— Потом к этому можно будет привязывать любой обыск: все через вторые-третьи руки хоть как-то да знакомы.
— Да, абсолютно верно.
— У современного искусства в нынешней России есть какое-то будущее?
— Какое-то будущее есть, оно просто печальное, я бы так сказал. Будут трагические личные истории, будут доносы, будут попытки вписаться в пропаганду и, наоборот, сопротивляться ей. Думаю, будет и «дело кураторов», чтобы держать всех в страхе. Дело в том, что современное искусство и нынешняя власть — естественные противники. Не потому, что кто-то из нас (или конкретно я, Марат Гельман) выступает против власти. Дело в том, что художник всегда думает про будущее, творит для будущего. А нынешняя власть вся полна ресентимента, она думает про прошлое. Художник всегда интернационален, сам язык современного искусства интернационален. А Путин хочет изолироваться. Поэтому в целом мы антагонисты.
Другой вопрос, что раньше антагонисты могли как-то сосуществовать.