— Дмитрий, можно ли уже говорить о свержении режима Башара Асада?
— Мне кажется, говорить об этом еще рано. То есть понятно, что темпы наступления повстанцев впечатляют, но Асад уже находился в такой ситуации во время гражданской войны в Сирии, он приезжал в Москву, и тогда тоже говорили, что история его режима закончена. Но тогда он сумел консолидировать силы и отбить наступление повстанцев. Я думаю, что он наверняка рассчитывает сделать это и сейчас.
Действительно, Асад был застигнут врасплох на фоне событий в регионе, на фоне войны Израиля в Ливане, на фоне сильно ослабевшей после этой войны «Хезболлы». И никто не мог ожидать, что подобное начнется. В этом смысле Эрдоган, конечно, очень удачно воспользовался ситуацией. И темпы наступления повстанцев, как я уже сказал, впечатляют. Но Асад не тот человек, который легко расстанется с властью. Он, конечно, не фанатик, он не будет сидеть в осажденном дворце, пока его штурмуют боевики-исламисты. Но он и не бросит всё в момент, пока ситуацию еще можно спасти. Слухов появляется очень много: и что он сам сбежал, и что семью отправил. Семью он, может быть, и отправил, это логично. Но мне кажется, что эта история еще далека от завершения.
— Если не в 2011-м, то уж точно с 2015 года у Асада был помощник — Россия. Сейчас он такой помощи фактически лишен.
— Помощь России — это был действительно очень сильный фактор. По сути, Асад продал большую часть независимости Сирии в обмен на поддержку России. Он и сейчас рассчитывает на поддержку России, но тут уже вопрос, наверное, к Владимиру Путину, насколько тот в состоянии такую поддержку оказать.
— Ощущение такое, что не очень.
— Это дилемма. И ее надо рассматривать вместе со всеми доводами за и против, которые сейчас взвешивает Асад. Но сирийская армия какая-никакая всё-таки существует, какие-никакие самолеты у нее есть. Российское присутствие в Сирии еще не свернуто. И если повстанцы действительно подойдут к авиабазе Хмеймим, например, и к военно-морской базе в Тартусе, которые остаются у России, то Путин свои активы в Сирии просто так сдавать не будет, несмотря на ситуацию в Украине. Тем более что она у Путина сейчас, к сожалению, выправляется.
Мне кажется, что если на что-то и рассчитывает Асад, то на имперскость Путина. Для Путина Сирия достаточно важна, чтобы не сдавать там позиции. А оставаться в Сирии, если во главе режима будет не Асад, его верный вассал, а какой-то мало просчитываемый и безбашенный головорез Эрдоган, — это уже совсем другая ситуация. Мне кажется, что на каком-то этапе Россия исходя из этого всё-таки должна Сирии помочь.