Традиции не вписались в рынок: 1990-е
В первые годы существования молодой страны вопрос взаимоотношений с прошлым не был приоритетной заботой властей. Реформаторы ставили на рыночный индивидуализм граждан — суверенных потребителей. Подобный подход, в духе высказывания Маргарет Тэтчер «общества не существует», можно себе позволить в государстве с сильными политическими институтами и социальной гармонией. Новая Россия таковым не являлась. Ее облик вскоре очертили православные бандиты, национал-большевики, красно-коричневые, евразийцы и консервативные либералы из партии «Демократический выбор России» — и все они имели равные права на титул традиционалистов.
Проблема наследования традиции и определения новой национальной идентичности так и осталась висеть в воздухе. Подобно газете «Коммерсантъ», на передовицах которой по сей день красуется формулировка «с 1917 по 1990 год не выходила по не зависящим от редакции обстоятельствам», Кремль открестился от неудобного прошлого как от не-своей сферы ответственности и сконцентрировался на экономических реформах.
В органах власти остались работать партийные функционеры и чекисты, а последних Ельцин даже не стал выгонять с Лубянки и защитил от разъяренной толпы в августе 1991-го года.