— Михаил, над чем вы сейчас работаете?
— Стараюсь продолжить карьеру кинорежиссера за пределами России. Написал новые сценарии на русском и английском. А помимо этого, снимаю клипы, в том числе на свои песни, которые исполняю один или с другими музыкантами, например, с Кастой — «Сказка Черная Краска», или недавно с Юрием Шевчуком — «Вышли мне строчку». Для меня это что-то вроде художественной самодеятельности, которая помогает находиться в творческом состоянии. Ну и вот сейчас выходит роман «Гуманное прощание». Родился он из нереализованного кино. Я долго работал над новым сценарием и закончил его в самом начале 2022-го. Стало понятно, что снять такой фильм можно будет либо через много лет, либо никогда. И я решил переделать историю в прозу, чтобы донести ее до людей.
— Как родилась идея «Гуманного прощания»?
— Вряд ли какой-нибудь автор скажет, с чего всё началось — с темы или с сюжетного хода. С одной стороны, в романе поднимается тема ценности человеческой жизни внутри тоталитарного государства. С другой — там есть авантюрный сюжет. И я не помню, что мне пришло в голову первым, чем я был больше увлечен. Да, с точки зрения гуманизма, мне хотелось поговорить о возможном возвращении смертной казни, тем более что это выглядит уже не так фантастично теперь. Но главное, на примере такой радикальной вещи можно было, в принципе, поговорить об отношении людей друг к другу.
— Смертная казнь в книжке упакована в псевдоцивилизованную оболочку. Вокруг звучит много слов про гуманность. Это как будто точно переданный оттенок времени, когда цивилизованность становится ширмой, сквозь которую проступают вполне первобытные и бесчеловечные вещи.
— Любую самую страшную вещь можно упаковать в приемлемую обертку, и страшное содержание уже не будет шокировать. Обыватель будет думать: «Есть мой мир, уют, пусть не далекие, но перспективы, круг людей, которых я люблю. А еще есть смертная казнь, которую мне показывают по телевизору в прямом эфире между новостями и вечерним фильмом. Ну… наверное, всё хорошо». Это становится нормой, и в моем романе люди так к этому и относятся. Казнь позиционируется как реалити-шоу. Ее показывают по телевизору, на нее продают билеты, их сложно достать. Это светская тусовка. Получается, что общество, которое, с одной стороны, тоталитарное, а с другой — общество потребления, может оправдать что угодно и прекрасно жить с этим.