«Извергните развращенного из среды вас» — этой фразой из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор., 5:13) патриарх Кирилл (Гундяев) оправдывает необходимость восстановления смертной казни в РФ. Правда, патриарх процитировал слова апостола по-церковнославянски: «Измите злаго из среды вас». Вероятно, ему показалось, что под определение «злой» может подпасть гораздо большее число наших соотечественников, чем под категорию «развращенный». А смертные казни в России по этой логике (вспомним «славные» эпохи Ивана Грозного и Иосифа Сталина) имеют смысл лишь тогда, когда они становятся массовыми. Физически истребить всех злых людей — действительно задача более масштабная, чем «денацификация» Украины. И, главное, она переносит вектор агрессии и радикальной мизантропии с «внешнего контура» вовнутрь страны, подтверждая справедливость мрачных предсказаний экспертов-релокантов о том, что перемирие с Украиной не снизит, а, напротив, масштабирует репрессивные практики в самой России.
Свое нехитрое «богословие смертной казни» Кирилл презентовал 3 ноября в Трапезных палатах храма Христа Спасителя, отвечая на вопрос некоего «ветерана СВО» в рамках встречи с участниками программы «Время героев». По замыслу властей, эта программа нацелена на кадровую революцию в России, когда чиновников и депутатов «старой закваски» постепенно заменят те самые «ветераны СВО». В традиционном православии слова апостола Павла, приведенные главой РПЦ, толкуются в том смысле, что если у церкви заканчиваются возможности призвать грешника («развращенного») к покаянию и исправлению жизни по заповедям Божьим, то остается последнее средство — «извержение», то есть отлучение от церкви. Это место из послания Павла классическая патристика рассматривает в контексте слов Иисуса Христа о том, что брат, который не послушает обличения церкви, «будет как язычник и мытарь» (Матф., 18:17), то есть перестанет быть своим для общины христиан.
Но для Кирилла мало что значит традиция, тем более такая «мягкая». Опытный и проверенный комиссар в рясе внедряет в сознание паствы то «единственно верное учение», которое в данный момент провозглашается Кремлем. Кремль (точнее, Путин) и исполняет функции божества в учении Кирилла.
В своем докладе на Всемирном русском народном соборе год назад патриарх заявил, что только победа Путина в СВО обеспечит будущее его церкви, а напутствуя Путина на новый срок, пожелал, чтобы тот правил до конца времен, то есть до второго пришествия.
Ощущая готовность режима «совершенствовать» свои репрессивные практики, Кирилл пытается взять себе в союзники Иисуса Христа: «Господь смертную казнь не осуждал». Но, во-первых, не факт, что именно так можно толковать знаменитые слова Христа «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф., 26:52). Во-вторых, как отмечает богослов Андрей Кураев, объявленный «иноагентом» и вынужденный покинуть РФ, еще Евангелие не осуждает тяжелые наркотики или пытки. Патриарх готов «авторитетом Христа» и их оправдать?
Ничего принципиально нового в призывах Гундяева к смертной казни нет. Еще в сравнительно «вегетарианские» годы он не раз шокировал общество — как церковное, так и светское — жестокостью и мстительностью. Например, после панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012 году именно Кирилл добился максимально жесткого наказания «кощунниц», для которых даже придумали новую статью УК («оскорбление чувств верующих»), хотя светские власти, в общем-то, готовы были спустить дело на тормозах. Главе РПЦ принадлежит и ставшая мемом фраза «Простить было бы некорректно». Она прозвучала, когда в интервью Владимиру Соловьеву Гундяев объяснял, почему добился конфискации в свою пользу квартиры соседа по Дому на набережной (бывшего министра здравоохранения и действующего священника Московского патриархата Юрия Шевченко) — за то, что тот якобы запылил патриаршую квартиру во время ремонта. Наконец, уже после начала «СВО», на Прощеное воскресенье 2022 года, Кирилл объяснял своим подопечным, почему нельзя простить украинцев: «Прощение без справедливости есть капитуляция и слабость». А «справедливость» в условиях «СВО» отождествляется с военной победой. Бесконечно далеко такое мировоззрение от христианства — религии любви, суть которой преподобный Исаак Сирин выразил так: «Не называй Бога справедливым… Где же правосудие (справедливость) Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?»
Представления о Боге, которые высказывает патриарх Кирилл, больше напоминают индуистскую концепцию кармы — некоего слепого вселенского принципа, который действует неумолимо всегда и везде, без любви и снисхождения.
Эту веру Кирилл часто выражает через категорию «жертвы», которую надо приносить Богу, чтобы сменить Его гнев на милость. Причем речь идет о жертвах человеческих, и очень масштабных.
По учению Кирилла, постоянные жертвы необходимы для «установления баланса, без которого всякая человеческая система будет обрушена». Например, Великая Отечественная война принесла жертву «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями». Как только баланс жертв и нанесенного Церкви ущерба был достигнут, Красная армия начала побеждать, а РПЦ — восстанавливать свои позиции.
Кого-то может шокировать, что главную христианскую организацию РФ, объединяющую вроде бы миллионы верующих, возглавляет человек, настолько мало посвященный в христианское учение. Но беглое изучение биографии патриарха Кирилла помогает развеять недоумение. Он родился в семье священника, причем «красного», принявшего рукоположение при Сталине во вновь учрежденной с определенными политическими целями Московской патриархии. В жизни будущего патриарха не было момента «обращения к вере», он оказался в церкви, так сказать, автоматом. В силу особенностей своего характера юный Володя Гундяев не окончил полного курса средней школы, не поступил в светский вуз, но начал с 18 лет делать церковную карьеру в ближайшем окружении влиятельного советского митрополита Никодима (Ротова). Став агентом КГБ под псевдонимом Михайлов, юный Кирилл отправляется за границу (сразу в Женеву!), где решает исключительно разведывательные и политические задачи, а не занимается богословием. Автоматом, по протекции Никодима, он получает диплом духовной академии, а вскоре, подобно многим советским элитариям его круга, увлекается эзотерикой и оккультизмом (в сети гуляют фотографии, на которых молодой архиепископ Кирилл увлеченно участвует в спиритических сеансах Джуны Давиташвили). Немудрено, что нынешние проповеди Кирилла буквально «взрывают мозг» православным, имеющим хотя бы начальное богословское образование (вспомним его учения о том, что чудотворные иконы сначала впитывают энергетические потенциалы молящихся, а потом обратно отдают энергию, или о том, что сущность Божия может быть познана). Феномен Гундяева — это микс сергианства (сращивания РПЦ с КГБ), официозного экуменизма (работы советской агентуры на Западе под церковной крышей), невежества, оккультизма позднесоветской эпохи, дикого капитализма 90-х, карьеризма и бесчеловечности путинизма. Стоит ли в таком случае удивляться его безоговорочному согласию с «СВО», смертной казнью и вообще со всем, что говорит или еще скажет Кремль?
А доверившуюся ему паству жаль. В силу разных причин эти люди, вышедшие из горнила советского госатеизма, оказались в положении, о котором предупреждает Христос: «Если же слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Матф., 15:14).