Сначала большевики придерживались политики коренизации, поощряющей местную этническую идентичность и участие нерусских в управлении государством. Но при Сталине всё изменилось. Депортации, ликвидации национальных автономий, русификация, репрессии — под предлогом создания единой «советской нации» происходила ассимиляция народов и централизация власти. Борьба с космополитизмом 1948–1953 годов, расстрел активистов Еврейского антифашистского комитета, убийство Михоэлса, «дело врачей» — на государственном и бытовом уровне процветал антисемитизм.
Но как из революционеров, декларирующих дружбу народов, коммунисты превратились в этнонационалистическую партию, объявившую русский народ «старшим братом» и «первым среди равных»?
Предыстория: русский национализм до революции
Русский национализм в СССР возник не на пустом месте — он вырос из движения, появившегося еще во времена империи. В начале XIX века на фоне наполеоновских войн и общемирового тренда на национализм в Российской империи крепли патриотические настроения и противопоставление себя Европе. В ответ на французский революционный лозунг «Свобода, равенство, братство» Николай I принял триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую государственной идеологемой империи.
С середины XIX века в российской культурной среде началось противостояние славянофилов и западников. Славянофилы считали, что у России должен быть особый путь, отличный от европейского. Западники же выступали за развитие России по западноевропейскому пути. После революции 1905 года, по итогам которой были разрешены политические партии, националисты начали создавать свои организации — в том числе радикальные, известные под общим названием «черносотенцы». Именно они придумали лозунг «Россия для русских», который продолжает звучать по сей день. Черносотенцы поддерживали монархию и выступали против либералов, революционеров и евреев, организовывали политические убийства и еврейские погромы.