Сюжеты · Общество

Чей флаг?  

История российского триколора от Петра I до войны в Украине

Пловец с российским триколором заходит в воду. Фото: Дмитрий Цыганов

С начала полномасштабной войны России против Украины перед многими россиянами встал вопрос о национальных символах. Можно ли использовать флаг, когда его использует армия твоей страны в агрессивной войне? Значит ли, что флаг опорочен навсегда, если под ним совершались военные преступления? Почему мы вообще используем триколор и какая история за ним стоит? Специально для «Новой газеты Европа» историк Алексей Уваров разобрался в вопросе.

Появление триколора: от Нидерландов до Архангельска

Идея триколора как государственного символа впервые возникла в Нидерландах. Борясь за независимость от испанского владычества в конце XVI века, они приняли рыже-бело-синий флаг. 

Этот флаг символизировал свободу, борьбу за независимость и народное единство — идеи, созвучные и будущему российскому триколору.

Вслед за Нидерландами триколоры стали популярны и в других европейских странах. История российского триколора начинается еще в допетровские времена. В конце 1660-х по указу царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Дединове был построен первый военный корабль России «Орёл». При строительстве и оснащении корабля капитан Бутлер, приглашенный из-за границы для руководства проектом, упоминал в своих документах материалы, необходимые для морских знамен и вымпелов. В его описаниях встречаются такие элементы, как «большое знамя на корме», «узкое знамя на мачте» и «знамя на переднем дереве». 

Флаг царя Московского (оригинал, 1693 год). Фото: Общественное достояние / Wikimedia

Касаясь цветовой гаммы флагов, капитан Бутлер отметил: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». Это мнение, основанное на европейской практике, указывало на необходимость для военного корабля отражать цвета державы, которой он принадлежал и которую защищал. В итоге, согласно сохранившимся документам, Алексей Михайлович приказал предоставить для знамен корабля «Орёл» материи трех цветов: червчатую (красную), белую и лазоревую (синюю). Так было положено начало цветам российского флага: красному, белому и синему, которые в дальнейшем обрели статус государственных.

В 1693 году молодой царь Петр I, вдохновленный морскими путешествиями и увлеченный идеей создания сильного флота, отправился в Архангельск, который тогда был единственным морским портом России.

Увидев на иностранных судах большие яркие флаги, он загорелся идеей создать аналогичный флаг для русских кораблей. В Архангельске для его кораблей были изготовлены флаги, включая бело-сине-красный стяг, позже известный как «флаг царя Московского».

Тогда же он впервые поднял бело-сине-красный флаг на яхте «Святой Петр», и с этого момента триколор начал свою историю в русском флоте.

Марка СССР: Первый русский парусный корабль западноевропейского типа «Орел». 1668 год. Фото: Wikimedia

Происхождение цветов российского флага оставалось предметом обсуждений. На протяжении времени появилось несколько гипотез, объясняющих выбор белого, синего и красного. Одна из наиболее популярных версий — голландская гипотеза. Считается, что российский триколор возник под влиянием флага Голландии, когда Петр I, вдохновленный передовым морским делом этой страны, перенял голландскую цветовую схему, изменив лишь порядок полос, переместив красную полосу вниз. Голландия служила для Петра примером передового морского государства, и цвета флага, возможно, отразили эту симпатию.

В советское время флаговед Николай Семенович предложил другое объяснение цвета российского флага, опираясь на древние геральдические символы России. По его мнению, синий цвет может быть символом мантии святого Георгия Победоносца на московском гербе, а белый и красный поля, вероятно, связаны с белым конем святого Георгия и красным фоном герба. Так или иначе, выбор царя остановился на этих цветах, впоследствии их употребление расширилось. 

В 1705 году Петр издал указ, обязывающий все торговые суда России поднимать именно этот флаг. Этот указ стал первым официальным документом, утверждающим триколор в России, и тем самым положил начало его более чем трехвековой истории как государственного символа.

Империя: от Петра I до Александра II и официальное закрепление флага

Между царствованием Петра I и Елизаветы Петровны бело-сине-красный флаг в России использовался преимущественно как флаг торгового флота. Государственным символом оставался герб Российской империи с черным двуглавым орлом на золотом фоне. Впервые в 1742 году в честь коронации Елизаветы Петровны был создан Государственный флаг Российской империи: желтое полотнище с черным двуглавым орлом и 31 территориальным гербом. Этот флаг использовался на коронациях, государственных церемониях и при погребении монархов. 

В 1856 году для коронации Александра II гербовед Б. В. Кёне предложил ввести цвета государственного герба (черный, золотой и белый) как официальные цвета России, которые стали использоваться также на знаменах, в униформе и при оформлении торжеств. В дальнейшем черно-желто-белый флаг, официально утвержденный Александром II в 1858 году, стал считаться «гербовым народным флагом», или национальным.

В то же время бело-сине-красный флаг, еще со времен Петра I ассоциирующийся с торговым флотом, сохранял широкую популярность. К концу XIX века он стал восприниматься как символ гражданского общества,

в отличие от черно-желто-белого, считавшегося правительственным. В 1883 году император Александр III указом постановил использовать бело-сине-красный флаг для украшения зданий в торжественных случаях, что укрепило его статус как народного флага. В 1896 году, перед коронацией Николая II, было созвано Особое совещание, которое признало бело-сине-красный флаг национальным и окончательно установило его в этом статусе. В начале XX века этот флаг официально закрепился за Россией как государственный, несмотря на попытки вернуть черно-желто-белый цвет.

Высочайше утверждённый рисунок «расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях» в приложении к указу Александра II от 11 (23) июня 1858 года. Фото: Общественное достояние / Wikimedia

XX век: триколор и революция

После Февральской революции 1917 года бело-сине-красный флаг временно использовался Временным правительством как символ новой республики. Однако, с установлением Советской власти в 1918 году, он был заменен на красный флаг. 

После окончания Гражданской войны бело-сине-красный триколор стал символом русской эмиграции и Белого движения за пределами СССР. Эмигрантские организации, состоявшие из бывших участников Белой армии, продолжили использовать триколор, воспринимая его как символ дореволюционной России и знак сопротивления большевистской власти. Этот флаг появлялся на мероприятиях русских эмигрантов и использовался в их символике, укрепляя значение триколора как оппозиционного знака за границей.

Во время Второй мировой войны бело-сине-красный флаг в ограниченной мере применяли русские военные формирования, воевавшие на стороне Германии. Например, Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала Андрея Власова использовала элементы национальной символики. Однако сам триколор использовался лишь эпизодически. Его использование часто инициировали представители русской эмиграции, поскольку немецкое командование предпочитало символику с Андреевским крестом. Триколор ассоциировался с дореволюционной Россией и не являлся основным символом этих формирований.

После войны триколор оставался в символике русской эмиграции, в частности, в Европе и Америке. Он сохранял символическое значение для русских, проживавших за границей, и выступал как символ России до революции. 

Второе рождение: 1988–1993 годы

С перестройкой в СССР, с 1987 года, триколор начал использоваться национально-патриотическими и демократическими организациями внутри страны. Он появлялся на митингах и демонстрациях, означая поддержку идей возрождения национальных традиций и демократических преобразований. 

В октябре 1988 года бело-сине-красный флаг впервые был поднят на официальном мероприятии в СССР — митинге на стадионе «Локомотив» в Ленинграде. Этот флаг быстро стал символом демократических движений, а к концу 1980-х годов уже ассоциировался в массовом сознании с новой, демократической Россией. В 1990 году бело-сине-красный триколор привлек внимание общественности, когда Гарри Каспаров выступал под этим флагом на матче за звание чемпиона мира по шахматам. 

Баррикады защитников Белого дома, август 1991. Фото: David Broad / Wikimedia

В августе 1991 года, во время августовского путча, флаг стал символом сопротивления путчистам. 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил триколор в качестве официального национального флага Российской Федерации. Вскоре после этого триколор был поднят над зданием Белого дома в Москве как символ победы над путчем и установления новой России. Инициатором поднятия триколора над Белым домом выступила группа депутатов, мнение которых выразил депутат Леонид Волков, один из разработчиков Конституции. Позднее он вспоминал

«Я чувствовал, как важно обозначить символически связь новой конституции и вообще нового государства с преемственностью по отношению к русской демократической революции. Той самой, что произошла в феврале 1917 года».

Символом этой преемственности в августе 1991 года как раз выступил триколор. Осенью того же года описание флага было закреплено в статье 181 тогдашней Конституции, где его описали как «прямоугольное полотнище с тремя равновеликими горизонтальными полосами: белой, лазоревой и алой, с соотношением ширины к длине 1:2». 

Октябрьские события 1993 года привели к пересмотру Конституции, что отразилось на статусе флага. В новой Конституции, принятой в декабре 1993 года, было установлено, что государственный флаг должен быть утвержден специальным законом. До его принятия флаг России не имел официального статуса, и чтобы исправить это, в ноябре — декабре 1993 года президентскими указами были утверждены флаг, герб и гимн России. В новом указе флаг был описан как «прямоугольное полотнище с тремя равновеликими горизонтальными полосами: белой, синей и красной, с соотношением сторон 2:3». 

Национальный флаг: как жить после преступлений?

Порой, чтобы символически отойти от прошлого, связанного с насилием, угнетением или утратой, государство меняет флаг. Новый флаг служит знаком обновления, а также помогает создать новую идентичность, отражающую надежду на светлое будущее и единство нации. Так, например, сделала Германия, отказавшись от свастики в 1945 году и вернувшись к символам Веймарской республики. Тем же, «возвращением к норме», было для России в 1991 году принятие триколора после 70 лет коммунистической диктатуры. 

В то же время сама по себе смена флага не означает движения в сторону демократического государства. Хорошо это показывает пример той же Германии после Первой мировой войны. Германская империя пережила военное поражение и крах монархии. Вместо нее появилась Германская республика, более известная как «Веймарская». И действительно, новая Германия поменяла и флаг. Вместо черно-бело-красного немецкий флаг стал таким, каким мы его знаем сейчас, — черно-красно-желтым. В то же время, сменив флаг и упразднив монархию, Германия не выдала Антанте военных преступников и отказалась брать ответственность за развязывание агрессивной войны. Смена символики не могла сама по себе привести Германию к демократическому пути — окончательно это случилось лишь после поражения во Второй мировой войне. Но и тогда ушли годы на проработку прошлого и принятие ответственности за преступления. 

Связь государственной символики и преступлений можно рассмотреть и на примере других стран. Хорошо известен итальянский триколор, ставший государственным символом после объединения страны в XIX веке. Уже в XX веке Италия развязала агрессивную войну против Эфиопии. Тогда, в 1935–1936 годах, под национальным итальянским триколором были совершены чудовищные военные преступления. Италия активно применяла против эфиопов химическое оружие — фосген и иприт, бомбила мирные города. После Второй мировой Италия из монархии стала республикой и поменяла герб, но триколор использует и по сей день. 

Еще пример: в 1940–1944 годах на территории Франции действовало коллаборационистское правительство Виши. Оно использовало тот же самый триколор, что и французское правительство до него. Под этим триколором в Виши совершались депортации евреев, убийства партизан и пытки участников Сопротивления. Но одновременно с этим французы в составе сил союзников воевали также под французским триколором — но уже против немцев и за освобождение своей страны. Ведь что такое триколор для Франции? Во многом это наследие и символ Великой французской революции, лозунга «Свобода, равенство, братство», который лег в основу современной французской государственности. Однако под этим же флагом были совершены колониальные завоевания в Африке и Азии. Отменяет ли одно другое? 

Для французов и итальянцев ответ однозначный — нет. 

Значит ли это, что Италия и Франция, используя триколор, автоматически воспроизводят практики колониализма и агрессивной войны? Нет, не значит. Обе страны взяли ответственность за совершенные преступления

и вложили немало усилий в то, чтобы выстроить мирные и демократические государства. 

Болельщица держит национальный флаг Германии во время матча ЕВРО-2024 Германия — Венгрия в Берлине, Германия, 19 июня 2024 года. Фото: Clemens Bilan / EPA-EFE

Вернемся к примеру Германии в 1945 году. Сыграла бы смена флага большую роль, если бы за ней не последовала многолетняя работа по проработке прошлого и принятию ответственности? Легче было бы немецким евреям, если бы они видели новый германский флаг, но при этом не изменившуюся страну? 

Представляется, что дискуссия о флаге упирается не в сочетание трех цветов, которое наносится на униформу, броню танков и фюзеляж военных самолетов. Сами по себе эти цвета нейтральны и существуют помимо человеческой воли, как и прочие цвета солнечного спектра. Можно вместо этих цветов взять другие, но вопрос ведь не в самих цветах. 

Вопрос в том, может ли государство, которое обозначает себя этими цветами, перейти от диктатуры к демократии. Сможет ли оно в будущем принять ответственность за причиненные разрушения и смерть и сможет ли гарантировать в будущем мирную политику и безопасность для своих граждан и соседей. Поменять цвета легко. Не снимать с себя этим ответственность за построение другого будущего — гораздо сложнее. БСБ-флаг хорош тем, что им снимается весь шлейф крови и насилия, который тянется за Россией с 2022 года. Для того, кто не хочет иметь с Россией ничего общего и таким образом защищается от критики, он имеет полное основание. Но сам он не может дать России ничего хорошего. Политические изменения, движение в сторону будущего, а не прошлого, и главное, принятие ответственности — эти действия будут говорить куда краноречивее, чем любые цвета.