Комментарий · Общество

Жизнь после Флибусты 

Почему легендарная пиратская библиотека Рунета зависит от одного человека

Сергей Голубицкий, специально для «Новой газеты Европа»

Фото: Robert Michael / dpa / picture-alliance / Scanpix / LETA

23 сентября 2024 создатель «Флибусты» взорвал сообщество независимого библиотечного ресурса неожиданным постом, озаглавленным «Конец». «Это Stiver. Я в больнице с неприличных размеров глиобластомой. К сожалению, Флибуста на этом, видимо, закончилась, как и я сам. Всем спасибо, было весело. Серверы оплачены еще на несколько недель».

Обсуждение поста длится уже несколько дней и развивается в двух направлениях. Первое направление — личное: от «Прощай, самый любимый Библиотекарь» до «Держитесь, боритесь. Рак — не приговор. Выздоравливайте».

Второе — вокруг будущего «Флибусты». 1 354 142 пользователя ресурса всерьез озабочены будущим уникальной русскоязычной онлайн-библиотеки художественной литературы, в которой оцифровано более 633 000 книг.

Предлагаю читателям присоединиться к пожеланиям скорейшего выздоровления Стиверу (потому что онкология сегодня — действительно не приговор, тем более в Германии, где, по слухам, проживает и лечится анонимный создатель «Флибусты») и сосредоточиться сегодня на второй теме обсуждения — спасении уникального сетевого ресурса просвещения людей, говорящих и читающих по-русски.

Эта задача как никогда раньше актуальна для соотечественников, поскольку художественная литература в роли культиватора универсальных морально-этических ценностей (именно универсальных, а не вот эта вот вся тошнота с цивилизационным эскапизмом в мракобесие домостройных традиций) сейчас гораздо эффективнее любых переводных учебников по менеджменту и маркетингу, активно изымаемых из внутрироссийского образовательного процесса.

Пост в блоге «Flibusta» 23 сентября 2024 года.

Сосредоточиться на теме спасения «Флибусты» нужно еще и потому, что доминирующее мнение об этом формируется, по понятным причинам, современной «технической интеллигенцией». И эта техническая интеллигенция, в силу специфики своего позитивистского образования, в упор не замечая того, что очевидно любому гуманитарию, предлагает решения, которые гарантированно утопят библиотеку быстрее любого бездействия.

Итак, что же предлагают «физики»? Варианты спасения «Флибусты» носят чисто технический характер.

Во-первых, предполагается не дожидаться, пока закончится предоплата работы серверов, и быстро скопировать все содержание библиотеки в какое-нибудь облако, еще лучше — распределить по бесчисленным компьютерам пользователей, а затем раздавать в привычном формате торрент-трекера.

Во-вторых, предлагается устроить складчину и собрать денег на продолжение оплаты серверов. На форуме «Флибусты» уже выдвинулась парочка добровольцев (один — совсем не анонимный пользователь из Израиля, другой — из Австралии), которые готовы взять на себя тяготы и заботы финансового директора.

Первое предложение (с зеркалированием библиотеки) было принято на ура, потому как лежит на поверхности, а его техническая реализация — дело плевое: 

полный объем «Флибусты» — 1,54 ТБ. Для сравнения: объем онлайн-библиотеки Z-Library — более 160 ТБ.

По ходу дела замечу, что зеркальных и постоянно обновляемых копий «Флибусты» в мире существует несчетное количество — и на домашних компьютерах пользователей, и на централизованных торрент-трекерах. Собственно, сама «Флибуста» появилась на свет в образе зеркальной копии некогда популярной библиотеки «Либрусек» (об этом мы еще поговорим чуть позже).

Собственными копиями «Флибусты» обзавелись и десятки (если не сотни!) диверсионно-подрывных сайтов-ловушек, расставленных в рунете борцунами из Партии копирастов. Кому любопытно, могут начать ознакомление с flibusta.su, на котором, помимо тонко (а местами и грубо) завуалированной цензуры, всякая попытка что-то скачать заканчивается перенаправлением на магазин Litres.ru.

Не подумайте только, что мимикрия под оригинал онлайн-библиотеки — это изобретение российских борцунов копирайта. Сайты-ловушки — творческое развитие идей, зачатых Диким Западом: впервые фальшивые порталы были использованы американскими активистами для борьбы с легендарным торрент-трекером Pirate Bay. Идея понравилась и быстро была поставлена на поток для сражения со всеми популярными онлайн-библиотеками. Более всего впечатляет количество диверсионно-подрывных сайтов-ловушек, расставленных для Z-Library.

Кстати, год назад я рассказывал читателям «Новой-Европа» о войне ФБР и Минюста США с самой большой и популярной в мире свободной онлайн-библиотекой Z-Library («В тупиках копирайта»). Тогда мы остановились на аресте в Аргентине российских граждан Антона Напольского и Валерии Ермаковой по обвинению в «преступном нарушении авторского права, мошенничестве с использованием средств электронной связи (wire-fraud) и отмыванию денег для поддержания сайта».

Предполагаемые создатели Z-Library просидели под домашним арестом в ожидании экстрадиции в США почти 1,5 года, после чего благополучно «потерялись» в апреле 2024. Теперь Антон и Валерия объявлены в федеральный розыск, а аргентинские приставы до сих пор гадают: удалось ли беглецам выехать за пределы страны или они по-прежнему скрываются где-то в Аргентине.

Возвращаемся к «Флибусте». Второе решение по спасению онлайн-библиотеки — финансовое — очень быстро зашло в тупик, уже на первых страницах обсуждения под постом Стивера. «Финансовым директорам»-добровольцам из Израиля и Аргентины быстро напомнили: в Австралии, конечно, в принципе можно плевать на законы РФ. И это понятно. Где Австралия и где РФ? Однако в Австралии есть свои законы. Individuals may face financial penalties of up to $117,000 and 5 years of imprisonment». Примерно то же самое ожидает организатора работы «Флибусты» в Израиле. Да и вообще везде в мире, где Партия копирастов еще правит бал. А правит она, надо так понимать, практически во всех странах.

Соответственно, единственная возможность управлять бесплатными онлайн-библиотеками — делать это по-прежнему в абсолютной анонимности и в условиях полной децентрализации. Это понимает Стивер, понимают создатели Z-Library, SciHub, LibGen, Anna's Archive, да и всех торрент-трекеров.

Фото: Robert Michael / dpa / picture-alliance / Scanpix / LETA

Как бы там ни было, оба решения по спасению «Флибусты», предложенные «технической интеллигенцией», ведут в тупик. Зеркальное клонирование избыточно, потому что копий онлайн-библиотеки и без того тысячи. Финансирование серверов (разумеется, в условиях полной анонимности и децентрализации!) позволит порталу «Флибусты» какое-то время продержаться на плаву, но почти гарантированно приведет к тому, что с уходом Стивера — дай бог ему здоровья! — проект закончит свое существование.

Почему так? Потому что ни одно техническое решение ни на шаг не приближает нас к спасению конкретной библиотеки по имени «Флибуста»! И это именно то, что мгновенно понимает любой гуманитарий, но не желает видеть IT-специалист.

Дело в том, что «Флибуста» — это только видимость цифрового архива книг, хранящийся на сервере, за который нужно вносить регулярную плату. Архив, сервер, даже, прошу прощения, сам Стивер — это лишь частности. «Флибуста» жива только потому, что есть еще что-то. Но что?..

Попрошу ответа у того, кто всегда был и остается для меня высшим авторитетом:

«Вот почему не находят сути моего царства те, кто перебирает то, что в нем есть. “У тебя есть овцы, козы, ячмень, — перечисляют они, — жилища, горы и что еще, кроме этого?” Кроме этого, нет ничего у них самих, они чувствуют себя несчастными, им холодно. И я понял: они прозекторы в мертвецкой. “Посмотрите, вот она, жизнь, — говорят они, — кости, мускулы, внутренности, кровь — и ничего больше”. Жизнью светились глаза, но света нет в мертвом прахе. И царство мое — вовсе не овцы, не поля, не дома и не горы, оно — то, что объединяет их, превращая в единое целое. Оно — то, что питает во мне любовь. Те, кто любит его, как я, счастливы, как я, и мы живем с ними в одном доме».

И еще: «В моем царстве есть бесполезный светильник, он освещает лишь самого себя, но бескорыстно, он — самый утонченный и хрупкий цветок моего дерева, бесплодный цветок, ибо слишком чист».

Если метафоры великой «Цитадели» Сент-Экзюпери покажутся слишком сложны, то ответ на вопрос «что такое Флибуста?» можно найти в истории самого проекта.

«Флибуста» родилась в 2009-м, как я уже говорил, в формате зеркальной копии культовой библиотеки «Либрусек», развернутой в Эквадоре Ильей Лариным.

«Либрусек» — на тот момент крупнейшая онлайн-библиотека русскоязычных книг — поначалу довольно мирно сожительствовал с плодящимися как грибы российскими книжными онлайн-магазинами: Litres, FictionBook.lib (учредитель компании «ЛитРес»), Aldebaran.ru, Litportal, Bookz.ru, fictionbook.ru и проч.

Впрочем, учитывая, что количество книг в «Либрусеке» сильно превосходило авуары онлайн-магазинов, мирное сосуществование долго продолжаться не могло.

Кончилось тем, что Litres организовал DDOS-атаку на «Либрусек» (авторство вытекало из совокупности косвенных доказательств), а «Либрусек» в отместку перенаправил адрес своего DNS на портал Litres. Последовали взаимные обвинения, самым сочным из которых стал мем «эквадорский пират Ларин». (Я оказался тогда в эпицентре разборок после выхода «Голубятни» под названием «Либрусек» в августе 2009.)

После стычки пути русскоязычного интернет-культуртрегерства окончательно разошлись по метафоре «украденной булки». Те, кто считал, что «не существует разницы между украденной в магазине булкой и загруженной по торренту книгой», отправились в сторону коммерческих онлайн-магазинов. Те, кто отвергал пародию на авторское право под названием «современный копирайт», продолжили пользоваться услугами «пиратских» библиотек.

«Либрусек», видимо, под давлением жизненных обстоятельств (невозможно реализовывать подобный проект, играя с государствами без маски Гая Фокса), принял решение о коммерциализации библиотеки, ограничил свободный доступ и ввел плату за чтение книг.

Посетители книжной ярмарки в Москве, 4 июня 2016 года. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

Именно против этой коммерциализации и выступил Stiver: он создал зеркальную копию «Либрусека» и на принципиально идеологическом уровне ввел запрет на любую форму коммерциализации в своей новой библиотеке «Флибуста».

Поскольку «Флибуста» основана на принципе Вики, библиотека развивается в свободном формате — все участники самостоятельно работают над пополнением ее виртуальных полок: сканируют новые книги, проводят OCR (Optical Character Recognition), конвертируют в стандартные форматы (fb2, epub), систематизируют в каталоге. 

Единственное правило — никакого извлечения коммерческой выгоды! Все делается бескорыстно, на личном примере, на энтузиазме и на разделении единых идейных ценностей.

Собственно, об этом единении душ в общем порыве как фундаменте любого живого проекта и шла речь в приведенной цитате Экзюпери. Именно этот фундамент и является сутью «Флибусты»! Именно его не замечают наши братья-технари, когда пытаются спасти библиотеку созданием копий и организацией складчин.

Ключевой элемент конструкции любого проекта, выдержанного в стилистике возведения Храма, — это присутствие Демиурга. С учетом реалий нашего мира это присутствие непременно должно быть анонимным. Однако такое условие — лишь малая толика требований к личности Зодчего. Этот человек должен обладать не просто твердыми убеждениями, но исключительной жизненной целеустремленностью и кипучей энергией.

Стивер управлял кораблем «Флибусты» 16 лет! Только вдумайтесь в эту цифру. На голом энтузиазме. Не получая ни копейки.

Представили себе такое? Полагаю, теперь понятно, что у проекта нет будущего без своего Зодчего. Если Стивер уйдет, уйдет и «Флибуста». Невзирая на тысячи сохраненных копий книжного архива и собранные деньги для оплаты сервера.

Другое дело, что лично у меня нет ни грана сомнений, что из этих самых копий рано или поздно родятся не один, а десятки новых порталов... Потому что бескорыстная онлайн-библиотека — это про идею, а не про деньги. А идеи, как мы знаем, бессмертны.

P. S.

Пишу этот постскриптум на усмотрение редакции: ей решать, оставлять его в подвале колонки или же убрать до лучших времен. В любом случае, к теме «современного копирайта» и идеологии Партии копирастов я буду возвращаться снова и снова.

Потому что уже ясно, что никакого взаимопонимания здесь не достичь, и единственный конструктивный выход из тупика — дождаться созревания чисто технологических условий (вот он реванш «технической интеллигенции»!): качественного скачка в развитии web3-технологий, которые позволят авторам креативного контента (писателям, художникам, музыкантам, режиссерам и т. д.) оформлять свой продукт в виде уникальных цифровых NFT, самостоятельно и непосредственно продавать его конечному потребителю, в обход всех паразитических структур и гильдий бюрократов из Партии копираста.

Эти прямые продажи должны происходить не через зацензурированные до смерти stores корпоративных монополистов (Apple, Google, Sony и проч.), которые бессовестно эксплуатируют чужой креатив, отжимая до 50% стоимости продукта в свой посреднический карман, а через мириады независимых, инклюзивных, конкурирующих друг с другом децентрализованных маркетплейсов.

Не смею осуждать тех, кому описанная модель отношений может показаться неожиданной. Миф о «злостных пиратах, выступающих за воровство интеллектуальной собственности» вбивался мейнстримному миру в голову не одно десятилетие. О том, что это выдумка, я писал всегда и много.

Вот, к примеру, пассаж из «Голубятни» «Буффонада анахронизма» (2010), посвященной все той же Litres, которая, кстати, годами торговала моим двухтомником «Как зовут вашего бога», ни разу не заплатив мне и копейки:

«Само по себе “авторское право на электронную продукцию” (аудио, видео, текст, графика, в любой форме) — предельно подлая и лицемерная аберрация, поскольку в подавляющей массе своей никаких прав подлинных создателей интеллектуального продукта это “право” не защищает. “Авторское право”, по крайней мере то, что борется с потребителями с помощью полицейских репрессий, — это форма и проявление корпоративного тоталитаризма — новой общественно-экономической формации, в которую мы все дружно скатились, сами того не замечая.

“Авторское право” защищает интересы не актеров, музыкантов и программистов, а киностудий, студий звукозаписей и софтверных концернов, которые расплачиваются со своими рабами-актерами, рабами-музыкантами и рабами-программистами жалчайшими крохами, укладывая в собственный бездонный карман многомиллиардные барыши, непропорциональные приложенным усилиям. Для того, чтобы оценить эту непропорциональность, достаточно сравнить реальные расходы какого-нибудь “Форда”, “Тойоты”, “Самсунга” или “Сони” с расходами Adobe, Microsoft или EMI Records».

Надеюсь, кто-то из читателей, пребывающих в дурмане копирайтного морока, изменит свое мнение и осознает, что «цифровое пиратство» — это не про большевиков с их «всё отнять и поделить», а про элементарную справедливость.

Замечательной кодой к моей колонке о Litres, написанной 14 лет назад, может послужить откровение из уст Бориса Акунина, сделанное в июле 2024-го:

«В “Литресе” после многомесячного перерыва вдруг появилась в продаже куча моих книг.

Не берусь анализировать это удивительное событие. Я слишком оторвался от российских реалий. Тамошние “гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье” мне невнятны.

Почему робкий “Литрес” раньше всех в прошлом декабре убрал мои книги, мне было понятно. Но отчего сейчас он внезапно стал такой отчаянный — хэзэ, в смысле хтоническая загадка.

С одной стороны, продавать “продукты интеллектуальной собственности” без разрешения, не платя правообладателю, — это любопытная новация в области имплементации авторского права, требующая осмысления.

С другой стороны, я рад, что у моих российских читателей появилась хотя бы такая возможность получать мои книги в самом большом интернет-магазине и что, судя по красным табличкам на скриншоте, люди этой возможностью активно пользуются».

Как видите, ничего в «идейной чистоте» радетелей копирайта с годами не меняется. И никогда не изменится, потому что это было и есть не про авторские права, а про экспроприацию. Так что все надежды на технологии web3.