Сюжеты · Общество

Наскрести на уголовку 

К каким схемам прибегают власти, чтобы запугать нелояльных им писателей, журналистов и благотворителей?

Режиссерка Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук в Хамовническом районном суде Москвы, 6 сентября 2023 года. Фото: Игорь Иванько / Коммерсантъ / Sipa USA

Писателя Дмитрия Глуховского признали «иноагентом», в частности, за простой денежный перевод из бельгийского банка и за то, что литературный агент перечисляла ему роялти за переводные книжки, сообщили 23 сентября в суде. «Иноагентская» статья уже давно стала любимым способом преследования российских властей. В этот список вносят за монетизацию на YouTube, репосты материалов СМИ-«иноагентов» и любое сотрудничество с ними.

Но это далеко не единственный метод запугивания. Непубличных людей часто преследуют за «фейки» о российской армии и за ее «дискредитацию», а публичных — за «мошенничество», «оправдание терроризма» и сотрудничество с «нежелательными организациями».

«Новая-Европа» разбирается, как запугивают «нелояльных» деятелей культуры, журналистов и бизнесменов, открыто выступающих против режима.

«Мошенничество»: преследование Бориса Зимина

Борис Зимин — бизнесмен и благотворитель, сын основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина, скончавшегося в декабре 2021 года в Швейцарии. 

С момента основания ФБК Борис Зимин был практически единственным крупным спонсором организации, который не скрывал своего имени. В 2024 году, через несколько месяцев после убийства Алексея Навального, Зимин в интервью Deutsche Welle заявил, что разочаровался в деятельности его соратников и перестал финансировать ФБК. 

Зимин много лет не живет в России. В августе 2020 года после отравления Навального именно он оплатил для политика перелет из Омска в Берлин частным медицинским спецбортом.

Борис Зимин. Фото: David Krikheli / Wikimedia (CC BY-SA 4.0)

Зимин также спонсируют образовательную премию «Просветитель» для авторов лучших научно-популярных книг и премию «Редколлегия» для независимых журналистов. 

В сентябре 2022-го предпринимателя внесли в список «иностранных агентов». А в январе 2023 года его объявили в розыск по делу о «мошенничестве» (ч. 4 ст. 159 УК, максимальное наказание — до десяти лет лишения свободы). Затем его заочно арестовали.

Следствие считает, что Зимин, а также немецкий бизнесмен Ральф Новак, инвестиционный директор швейцарского инвестфонда Winterberg Group Ильнур Азмуханов и немецкий бизнесмен Фабиан Кройхерав в составе группы похитили 52,47% акций каршеринговой компании BelkaCar и 50% долей «Брайнстон».

При этом, как писал «Коммерсант», дело было возбуждено еще 22 сентября 2021 года. Потерпевшим по нему проходит немецкий инвестор Бенедикт Соботка, который в суде доказать обоснованность своих претензий не смог.

«Дело политическое. Все вокруг — мишура, предлог и маскировка. <…> Но в любом случае уже в нем допущены дичайшие нарушения (например, то, что в розыск я объявлен, а об обвинениях не в курсе), что ничем иным, кроме политики, объяснить нельзя», — говорил Зимин в комментарии Forbes.

В понедельник в Преображенском районном суде Москвы состоялось первое заседание по существу обвинения. Зимину огласили обвинительное заключение, а его адвокаты представили возражения на обвинение.

«Иноагентство» за монетизацию YouTube и счет в банке: за что вносят в список Минюста 

Росфинмониторинг накануне раскрыл причины, почему писателя Дмитрия Глуховского два года назад признали «иноагентом». Как заявили в ведомстве, он получал деньги от зарубежных организаций с 2021 года, что и стало одним из оснований внесения его в реестр. В списке таких организаций, по данным российских властей, находятся ING Belgium SA/NV (Бельгия), Koch Media GmbH (Германия), Joel Gotler+ Associates INC (Австрия) и немецкая Nibbe Bettina Barbara (Германия).

Дмитрий Глуховский. Фото: Picvario Media, LLC / Alamy / Vida Press

ING Belgium SA/NV — бельгийский банк, который, по всей видимости, производил денежные переводы на счет Глуховского. «Выглядит так, что любой перевод из любого не российского банка может быть объявлен «иностранным финансированием», не вдаваясь в подробности, чей это счет и за что конкретно уплачено», — обращает внимание в своем телеграм-канале политолог Федор Крашенинников.

Koch Media GmbH — разработчик компьютерных игр, который в 2010-м выпустил игру по роману Глуховского Metro 2033. А Nibbe Bettina Barbara — мюнхенский литературный агент Глуховского, отмечает Крашенинников.

Другим основанием для признания писателя «иноагентом» стали его интервью СМИ-иноагентам, а также репосты материалов этих изданий в соцсетях, говорится в судебном решении.

Глуховский — автор романов «Метро 2033», «Метро 2034» и «Метро 2035», «Пост», «Текст». По последнему роману был снят фильм, сам писатель выступил в качестве автора сценария для него и затем получил премию «Ника». 

Летом 2022-го МВД объявило его в розыск, затем писателя заочно арестовали. Ему инкриминировали распространение «фейков» об использовании российских вооруженных сил (ст. 207.3 УК). А в августе 2023 года Басманный районный суд Москвы заочно приговорил писателя к восьми годам колонии.

Другого писателя — Ивана Филиппова — также признали «иноагентом» — в апреле этого года. В Минюсте заявили, что он участвовал как респондент «на информационных площадках, предоставляемых иностранными СМИ и иностранными агентами», а также участвовал в создании и распространении контента иноагентов и распространял «недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Российской Федерации» и выступал против войны в Украине.

Иван Филиппов. Фото: Instagram

В середине июля по требованию Генпрокуратуры маркетплейсы прекратили продажу книги Филиппова «Мышь» — романа о зомби-апокалипсисе в довоенной Москве. С критикой книги и ее автора выступали прокремлевские пропагандисты, которые утверждали, что автор «распространял русофобские идеи через литературу». 

В списке «иноагентов» с апреля 2022-го находится и журналист Юрий Дудь. Одна из причин — получение денег за рекламу на YouTube. «Это обычная монетизация от YouTube за рекламу, это сервисная функция, это не является уникальным», — заявил один из представителей журналиста во время судебного заседания.

Юрий Дудь. Фото: Николай Винокуров / Alamy / Vida Press

Власти также заявили, что журналиста признали «иноагентом» за отсутствие маркировки СМИ-иноагентов в интервью с Александром Гордоном, Тимой Белорусских и Катериной Гордеевой.

«Иноагентские» уголовки за недонесение на самого себя 

Минюст внес Лизу Монеточку в реестр «иноагентов» в январе 2023 года. Поводом для этого решения стало то, что певица «осуществляла сбор средств в поддержку недружественной страны — Украины» и «высказывалась против специальной военной операции».

Лиза Монеточка. Фото: Okras / Wikimedia (CC BY-SA 4.0)

Монеточку дважды штрафовали за отсутствие маркировки в анонсах концертов и видео. 6 сентября этого года против нее возбудили уголовное дело по статье о нарушении закона об «иностранных агентах» (ч. 2 ст. 330.1 УК). Певица сейчас живет за пределами России. Она заявила телеканалу «Дождь», что ей пришлось отменить концерт в Казахстане из-за угрозы депортации в Россию после заведения уголовного дела. «Я не считаю себя преступником, злодеем, негодяем, и, конечно, неприятно это читать», — прокомментировала она.

Моргенштерн. Фото: DedaSasha / Wikimedia (CC BY-SA 4.0)

Уже 8 сентября уголовное дело по этой же статье возбудили против Моргенштерна. Рэпера признали «иностранным агентом» в мае 2022 года, после чего суд несколько раз штрафовал его по статье об отсутствии плашки. Он также живет не в России.

Монеточка, Моргенштерн и еще более 20 человек — фигуранты уголовных дел, связанных со статусом иностранного агента, подсчитали в «ОВД-Инфо». Угроза нависла над всеми включенными в этот список, отмечают правозащитники: административные протоколы за недонесение на себя, отсутствие маркировки, непредоставление отчетности и прочие «нарушения» штампуют сотнями.

Режиссерка Евгению Беркович и драматург Светлану Петрийчук. Фото: EPA-EFE

«Экстремисты» и «террористы», «иноагенты» и «фейки»: преследование деятелей культуры

В июле режиссерку Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук приговорили к шести годам колонии по обвинению в «оправдании терроризма».

Дело против них завели год назад из-за пьесы «Финист Ясный Сокол». Произведение рассказывает о российских женщинах, которые уезжают в Сирию, чтобы стать женами радикальным исламистам, и о том, почему они это делают и как работает вербовка. В заключении ФCБ говорится, что в пьесе «содержатся признаки оправдания и пропаганды террористической деятельности». По мнению театральных критиков, постановка, напротив, «антитеррористическая».

Спектакль как «террористический акт» — уникальный случай. Но не только этим ограничивается преследование деятелей культуры.

Борис Акунин. Фото: Александр Земляниченко / AP Photo / Scanpix / LETA

Писателя Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) в декабре прошлого года внесли в перечень «террористов» и «экстремистов» Росфинмониторинга. В том же месяце издательство АСТ отказалось от выпуска и продажи его книг, объясняя это «публичными заявлениями, которые вызвали широкий общественный резонанс». Против писателя возбудили дела об оправдании терроризма (ст. 205.2 УК) и публичном распространении «фейков» о российской армии (ст. 207.3 УК). Максимальное наказание по каждой из них — до пяти лет лишения свободы.

Глава Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин в своем телеграм-канале говорил, что направлял обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить высказывания Акунина на предмет финансирования Вооруженных сил Украины, публичного оправдания терроризма и призывов к экстремистской деятельности. 

Акунин эмигрировал из России и неоднократно высказывался против войны в Украине. В январе этого года его внесли в реестр «иноагентов». Как заявил Минюст, писатель выступал против войны в Украине, распространял «недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа России и Вооруженных сил РФ» и «принимал участие в мероприятиях по сбору средств в поддержку» ВСУ.

В списке «террористов» и «экстремистов» находится, в частности, актер и музыкант Артур Смольянинов. После начала войны в Украине он уехал из России и неоднократно высказывался против вторжения. В октябре 2022 года его оштрафовали по статье о дискредитации российской армии.

Артур Смольянинов. Фото: AP Photo / Scanpix / LETA

В январе 2023-го Смольянинов в интервью «Новой газете Европа» заявил, что если бы участвовал в войне, то на стороне Украины. После глава СКР Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело против него. В том же месяце Минюст внес Смольянинова в реестр «иностранных агентов». За «неисполнение» этого закона его штрафовали.

«Нежелательные» журналисты

На прошлой неделе СК возбудил уголовное дело об осуществлении деятельности «нежелательной» организации в отношении главреда «Новой газеты Европа» Кирилла Мартынова. Журналист связан с двумя «нежелательными» НКО — изданием «Новая газета Европа» и образовательным проектом «Свободный Университет». В тот же день бывшей жене главреда «Новой-Европа» Антонине Мартыновой заменили реальный уголовный срок на условный по делу о покушении на убийство дочери.

Кирилл Мартынов. Фото: Gints Ivuskans / AFP / Scanpix / LETA

Русская служба «Би-би-си» отмечала, что уголовное дело в отношении Мартынова может быть первым, возбужденным против главы «нежелательного» медиа. Однако протоколы на журналистов за работу на такие СМИ составляли и ранее: так, на гендиректора и издателя «Медузы» Галину Тимченко составили протокол об участии в нежелательной организации в мае этого года, аналогичное дело завели против журналистки-расследователя «Медузы» Светланы Рейтер. По той же статье за работу на «Медузу» ранее оштрафовали журналиста и военного эксперта Дмитрия Кузнеца.

«Во-первых, как обычно, дело заводили криворукие ебланы. Я не участвую, я возглавляю нежелательную организацию. Могли бы сразу что-то посерьезнее [придумать], не размениваясь на мелочи. Во-вторых, совершенно всё равно. То есть я даже облегчение испытываю, а то я как заговоренная была. Непорядок, когда на сотрудников заводят дела, а руководитель как будто ни при чем», — комментировала Тимченко свой административный протокол.