В 2020 году режиссерка Евгения Беркович поставила спектакль по пьесе Светланы Петрийчук. Спектакль был основан на материалах уголовных дел против женщин, которые уезжали в Сирию.
Тогда тема «игиловских невест» стояла остро. Вопросом, почему женщины (разного возраста, достатка, происхождения) вдруг бросают всё и будто под гипнозом устремляются к неведомым бородатым «финистам», которых до того видели лишь по зуму, задавались и журналисты, и ученые, и даже Тимур Бекмамбетов.
Не удивительно, что спектакль получил четыре номинации и две премии «Золотая маска», премию Ассоциации театральных критиков и даже премию журнала «Сноб». Но самое главное — внимание зрителей, которое помогло развитию независимой театральной компании (что, в принципе, для нашей страны редкость) «Дочери Сосо».
А потом началась война, и создательниц спектакля обвинили в «оправдании терроризма», сфабриковали против них дело, включили в реестр «экстремистов» и отправили в СИЗО. Сейчас их судят в военном суде, в том же зале, где судили Варвару Караулову, чье дело лежало в основе пьесы.
Всё это время наблюдатели гадают — что происходит? Как спектакль, являющийся буквально пропагандой против терроризма, могут на голубом глазу объявлять «джихадистским»? А саму «Беркович Евгению Борисовну» — «разделяющей агрессивные формы радикального ислама»?
Напряжение накаляется. Судебные прения переходят к битве экспертиз — против экспертизы ФСБ выходят, как настоящие рыцари, ректор Екатеринбургского гуманитарного университета Лев Закс и профессор РГИСИ Николай Песочинский. Прокурор и судья обсуждают важность «Золотой маски», «нападки» Беркович на «российских солдат, воюющих в Украине». И тут, на исходе первых четырех дней слушаний, на сцену вдруг выходит новый — одновременно и долгожданный, и неожиданный — персонаж.