Сюжеты · Политика

Культурный снос 

«Новая-Европа» рассказывает, как оккупационные власти «новых территорий» избавляются от памятников и другого наследия Украины

Андрей Серафимов, специально для «Новой газеты Европа»
Никита Рязанский, специально для «Новой газеты Европа»

Иллюстрация: «Новая газета Европа»

Завоевать территории — полдела. Значительно сложнее их интегрировать и убедить своих же граждан, что они действительно российские. Части Херсонской, Запорожской, Луганской и Донецкой областей были заняты российской армией, и с осени 2022-го российские власти считают их входящими в Российскую Федерацию. Похоже, что государство взяло курс на их интеграцию, и вместе с экономической интеграцией началась и культурная. В процесс включились и федеральные министерства, и региональные власти — при весьма тщательном контроле со стороны администрации президента.

В 2014 году мы наблюдали, как шла культурная интеграция Крыма: от поездок и гастролей известных артистов и театров — до открытия специального фестиваля «Таврида.Арт». Тогда многие граждане РФ без труда приняли Крым как «свой», и доказывать, что он входит в общее культурное пространство, не требовалось. С оккупированными с 2022 года территориями дело обстоит иначе. Отличие Крыма и Херсонской, Запорожской, Луганской и Донецкой областей можно увидеть даже в государственных лозунгах. Об аннексии полуострова говорили «возвращение домой» или «возвращение в родную гавань». А вот о других украинских областях говорят так: «День воссоединения новых регионов с Россией». Но ведь если регионы новые, то их присоединяют, а не «воссоединяют». 

Снос памятников

На «новых территориях» культурная политика находится в ведении «военно-гражданских администраций» (ВГА). В распоряжении «Новой-Европа» оказался приказ председателя правительства одного из этих регионов от 2023 года, отправленный в городские и районные ВГА. В документе говорится, что «в целях противодействия экстремизму» и «защиты духовно-нравственных ценностей» необходимо провести «демонтаж» или «реконструкцию» памятников о «героях АТО», жертвах Голодомора и «других объектов, прославляющих экстремистский киевский режим». Всю работу по сносу монументов власти требуют освещать в СМИ. 

Открытие памятника гетману Петру Сагайдачному в поселке Мангуш недалеко от Мариуполя, Донецкая область, Украина, 13 октября 2017 года. Фото: 0629.com.ua

Эти памятники, говорится в документе, имеют «отношение к идеологии украинских националистов». Хотя дедлайн стоит на конец 2023 года, собеседник «Новой-Европа», близкий к руководству региона, поясняет, что снести все мемориалы тем не менее не успели. Под снос или «реконструкцию» также попадают монументы, построенные на деньги жителей:

— [Например, на памятник Голодомору] скидывались бабушки, живущие здесь, в селе. Это была просто местная инициатива в 2010-х годах. Местная власть сопротивлялась сносу памятника,

— рассказывает «Новой-Европа» источник. Он добавляет, что монумент находился рядом с мемориалом героев Великой Отечественной: — Зачем они [украинские власти] впихнули его тут? — удивляется собеседник «Новой-Европа». 

Демонтаж памятников Украины на оккупированных территориях происходит с начала полномасштабного вторжения. Например, еще 8 мая 2022-го пропагандистский канал «РЕН ТВ» писал о сносе памятника гетману Петру Сагайдачному в поселке Мангуш. Этот памятник был установлен «азовцами», писали пропагандисты, а убрать его решили якобы местные жители. В материале приводятся слова «местного жителя» Владимира Щербакова, который обвиняет гетмана в геноциде. Щербаков — не простой «местный житель», а один из активистов, работающих с властями «новых территорий»: он выпускал сразу несколько пророссийских газет на территории Мариуполя и «ДНР». Манипуляции с памятниками на оккупированных территориях происходят повсеместно. Кроме удаления «нацистской» символики, власти возвращают советскую символику — например, монументы Ленину или советским воинам.

Участники фестиваля молодёжи с флагами Молодой Гвардии в Луганске, 9 марта 2024 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Молодежная политика

В аннексированных регионах работают региональные отделения различных партий и политических организаций РФ. Как сообщает собеседник «Новой-Европа» из внутриполитического блока АП, работавший с оккупированным регионами, цель молодежной политики на местах — продвигать «идеи сплоченности, патриотизма и личностного роста». 

Это касается всех организаций, работающих с молодежью. Например, в оккупированных регионах появились отделения «Молодой гвардии Единой России». Активисты МГЕР, кроме гуманитарных акций, отправляют в Мариуполь «волонтерские отряды», которые должны рассказывать школьникам про российскую историю и русский язык. 

Кроме политических организаций, на аннексированных территориях продвигается собственно «волонтерство». Например, «Волонтеры победы», которые появились во всех «новых субъектах», на своих мероприятиях они поздравляют ветеранов Великой Отечественной или проводят мероприятия о «геноциде советского народа».

— В основном в [оккупированных] регионах с молодежью работают через форумы разные. В целом по России стараются продвигать тему «СВО» через разговоры с героями, гуманитарные миссии, наставники из «СВО» появляются у молодежи, — рассказывает «Новой-Европа» собеседник. 

Он отмечает, что оккупационные власти намерены создать целую сеть молодежных центров, в пример он приводит центр «Маяк», который планируют открыть в этом году в Запорожской области. Место постройки «Маяка» посещал Сергей Кириенко, первый замглавы АП, курирующий внутреннюю политику и активно работающий на треке интеграции оккупированный территорий.

Идея состоит в том, чтобы создать для молодых людей перспективы (по крайней мере их видимость), которые позволят связать их с Россией не только «духовно», средствами пропаганды, но и материально — возможностями карьерного роста и оплачиваемой работы на федеральное правительство. У нас «фокус на всё», говорит наш собеседник. 

Сергей Кириенко на фестивале «Сириус» в Сочи, 03 марта 2024 года. Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Гранты

Фонд президентских грантов (ФПГ) и Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) — два крупнейших фонда, финансирующих отдельные проекты на оккупированных территориях, — курируются администрацией президента и Кириенко лично. Согласно положению о конкурсе, получатели грантов — частные коллективы, хотя есть некоторые лазейки, которые позволяют их получать и государственным учреждениям. 

Хотя оккупированные территории только с 2023–2024 годов стали постоянными участниками грантовых конкурсов, уже можно говорить о нескольких тенденциях. По итогам 2023 года «ДНР» вошла в топ-10 регионов по сумме выделенных грантов. «Новая-Европа» проанализировала опубликованные гранты за период 2023-2024 годов на сайте Фонда президентских грантов (ФПГ) и Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). Как следует из полученных данных, в 2024 году оккупированная Запорожская область также подавалась на финансовую поддержку государства. 

Больше всего поддержки от ФПГ за период 2023-2024 получили ДНР и ЛНР — в 2024 году к ним для получения денег присоединилась Запорожская область после начала оккупации. Так, за этот период 

ДНР получила больше 30 миллионов рублей. ЛНР — около 14 млн рублей, а Запорожская область — около 7 млн рублей.

Параллельно с ФПГ, финансирование обеспечивал и ПФКИ. Например, за этот же период 2023-2024 года, ДНР получили от ПФКИ больше 45 миллионов рублей, а ЛНР — около 10 миллионов рублей. Проекты по Херсонской области ещё не были профинансированы ПФКИ и данных по ним нет. При этом организации в этом регионе подались на грантовую поддержку в 2024 году.

Стела «Защитникам Отечества» возле разрушенного завода «Азовсталь» в Мариуполе, Украина, 13 февраля 2024 года. Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Можно заметить, что по четырем регионам гранты распределены неравномерно. Отчасти это связано с размером населения и сроком нахождения под контролем России. Например, оккупационные власти «ДНР» в период 2014–2016 годов решили сохранять «историю» региона под новой властью. Для этого по инициативе Минкульта «ДНР» создан «социально-культурный проект» — 400-страничная книга «Война в Донбассе: народная летопись». Книга имеет четко выраженную структуру: она начинается с рассказов о войне в городах Донбасса и «свидетельствах» жителей населенных пунктов «республики», которые задают тон книге. 

Согласно оглавлению, в «летописи» говорится о войне в широком смысле, авторы пытались показать глобальность и важность происходящих действий. Например, сразу за главой о войне в городах Донбасса следует раздел с заголовком «При исполнении». В нем собраны рассказы различных жителей региона: спасателей, коммунальщиков, работников железной дороги, медиков, сотрудников образования, шахтеров и «журналистов». Затем авторы рассказывают про «черные дни Донецка», используя в качестве примеров только события 2015 года, а в обстрелах некоторых из приведённых примеров журналисты подозревали и саму Россию. Например, журналисты сообщали, что в обстреле общественного транспорта в микрорайоне Боссе, который приводится в книге, могли быть виноваты российские военные. Кроме этого, в книге говорится об обстрелах ДК имени Куйбышева, микрорайона Текстильщик и автостанции «Центр». Таким образом авторы старались создать собственный культурный нарратив, который впоследствии можно будет использовать для пропаганды. Книгу поддержали многие пропагандисты и деятели культуры: Захар Прилепин, Денис Майданов, Юлия Чичерина, Вадим Самойлов и Иосиф Кобзон.

Сейчас к этой книге обращаются для создания пропагандистских произведений: музыкально-драматический театр имени Марка Бровуна из Донецка поставил спектакль по ней под названием «Я zнаю праvду». Запорожье и Херсонская область, в отличие от Донбасса, только сейчас «включаются» в общую работу, причем преимущественно административными распоряжениями, а не «низовыми» инициативами.

Первый тип поддерживаемых проектов — развитие местной идентичности. Например, спектакль «Шахтерская дочь» Донецкого РАМТа получил в 2023 году грант на сумму 13 миллионов рублей, один из крупнейших для региона. Для сравнения: радио «Гордость», транслирующее патриотические песни на всю страну, получило 10 миллионов, а документальные спектакли Богомолова на ВДНХ — 27. Литературная основа постановки — поэма Анны Ревякиной, посвященная войне на Донбассе с 2014 года. Описание проекта выглядит так: «В условиях непрекращающихся обстрелов мы (команда постановщиков и актеров) уже больше года не можем играть спектакли в родном Донецком РАМТе, но продолжаем работать и планируем провести показы спектакля «Шахтерская дочь» в регионах России. Для театральной труппы нашего проекта — это единственная возможность работы». Аудиторией спектакля названы люди, живущие «в отдалении от прифронтовых территорий».

Цель других проектов — приобщение жителей оккупированных областей к общероссийскому контексту. В Запорожской области в 2024 году выделили 2,19 миллиона рублей на проект «На защите рубежей Отечества». Цель проекта — привлечь подростков к исследованию истории Великой Отечественной войны, которая, по мнению авторов, в Украине замалчивалась. Хотя есть проекты, направленные и на другую деятельность: благотворительность, поддержку малого бизнеса, на развитие местных медиа. 

Директор АНО «Процветание Донбасса» Анна Царенко. Фото: Процветание Донбасса / VK

Оккупированные области постепенно встраиваются в систему «креативных индустрий». Это зонтичный термин для сфер искусства и бизнеса, «креативные индустрии» активно развиваются государством взамен на лояльность и публичную поддержку проводимой политики. С их помощью власть старается привлечь молодых людей на свою сторону, предлагая им новые карьерные возможности. Уже в конце 2023 года Владимир Путин поручил подготовить планы по созданию «креативных кластеров» на оккупированных территориях. Например, Президентский фонд культурных инициатив поддерживает проект о «Памяти героев СВО» на Донбассе. В фонде относят эту инициативу к «креативной индустрии» из-за формата проекта. Как следует из опубликованного описания проекта, 

организаторы планируют работать со школьниками 6–10 классов над созданием фотовыставки и фильмов о «героях СВО» в одном из районов Луганской области. 

Организаторы проекта — АНО «Процветание Донбасса» — оценивают бюджет в 5,5 млн рублей. 2,7 млн организация планирует получить от фонда, а еще 2,8 — от частного софинансирования. АНО «Процветание Донбасса» руководит Анна Царенко, местная активистка, ранее работавшая председателем одной из комиссий «референдума» о вхождении ЛНР в состав РФ.

Вид на разрушенный фасад мариупольского драматического театра, 3 марта 2023 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Гастроли и шефство

Культурная интеграция по линии Министерства культуры началась еще до «референдумов» осени 2022 года. Уже в марте театры из Донецка стали участниками федеральной программы «Большие гастроли», в рамках которой они отправились в тур по России. Изначально, до объявления войны, их участие не анонсировалось. Коллективы из Луганска к программе присоединились позднее. 2 апреля Министерство культуры объявило о старте благотворительной кампании «Открытый занавес»: театры, волонтерские и культурные организации по всей стране стали давать спектакли и концерты в пользу жителей оккупированных территорий.

Сегодня Минкульт работает над созданием связей между российскими инициативами и проектами на оккупированных территориях, то есть, над тем, чтобы показать, что культура России и «новых территорий» — едина и почти неразличима: артисты Луганска и Донецка не просто существуют на тех же условиях, что и другие коллективы, но работают вместе с ними. Коллективы с оккупированных территорий путешествуют по России, а к ним приезжают на гастроли подведомственные театры. Например, осенью 2023 года Вахтанговский театр отправился в тур по всем «новым территориям».

Вид на мурал пророссийского итальянского художника Йорита Черулло на стене дома в Мариуполе, Украина, 26 ноября 2023 года. Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

Еще один способ — шефство. В начале войны российские регионы брали шефство над оккупированными территориями. Санкт-Петербург, например, отвечает за поддержку Мариуполя, Москва — Луганска и Донбасса. Нечто подобное происходит и в культурном поле. Вахтанговский театр взял негласное шефство над коллективом разрушенного в первые дни войны Мариупольского драматического театра: актеры приезжали в Москву, а сам федеральный коллектив собирает «посылки бойцам СВО». 

По данным Министерства культуры, все музеи оккупированных областей — «подшефные», и за прошлый год российские музеи провели там около 300 выставок. Шефство состоит в том, что специалисты из больших музеев помогают «методически» и «материально». Например, Государственный исторический музей на Красной площади взял под патронаж Музей казачества.

Долгое эхо России

Как видно из обзора выше, работа по культурной интеграции оккупированных территорий не исчерпывается одной лишь медийной пропагандой. Суммировать направления этой работы можно следующим образом.

  1. Замещение украинской исторической памяти, включая региональную, на общероссийскую, в соответствии с «традиционными ценностями».
  2. Включение регионов в общее культурное пространство России: с одной стороны, организация и поддержка самопрезентации регионов в стране, с другой — совместная работа и совместные проекты с федеральными учреждениями Минкульта (эта практика также работает как часть системы покаяний и подчинения потенциально неблагонадежных учреждений культуры).
  3. Создание как минимум видимости карьерных перспектив и возможностей для молодежи: специализированных центров и программ, которые должны привязать жизненные стратегии молодых людей и профессионалов к России — если не духовно-идеологически, то социально и материально. 

Об успешности и эффективности этой работы пока судить трудно. Тот факт, что она действительно ориентирована на долгую дистанцию, сам по себе вовсе не означает, что Кремль не будет готов отказаться от этих территорий при изменении политической ситуации. Но на данный момент поручения руководства страны, исполняемые как федеральными ведомствами, так и оккупационными властями, строятся на предпосылке сохранения регионов в составе России. Такой расклад, к сожалению, как очередная практика насильственной и политически мотивированной (как скажет часть исследователей, колониальной) русификации — еще одна мина, закладываемая руководством России на территории Украины.