В феврале прошлого года во время официального обеда, данного в Киеве в честь министров культуры Франции и Украины, речь зашла о доме, где жил Булгаков, ставшем теперь известным музеем. Некоторые из присутствовавших украинских деятелей культуры выразили мнение, что он должен быть закрыт, — мнение, весьма распространенное в украинском обществе. В этом доме родился и вырос (в русской семье) Михаил Булгаков (1891–1940), великий автор «Мастера и Маргариты», подростком учившийся в элитной киевской гимназии. Он писал про Киев (укр. Київ): первое его значительное произведение, роман «Белая гвардия», в котором описываются дилеммы представителей киевской интеллигенции, попавших в водоворот гражданской войны, в подробностях передает политические хитросплетения в Украине после революции, когда после объявления независимости режимы в борьбе за власть сменялись один за другим. Однако Булгаков не мог принять идею независимости Украины и в своей пьесе «Дни Турбиных» он писал, имея в виду попытку гетмана Петлюры сделать украинский язык государственным: «Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует?»
Вопрос, кого считать украинским писателем, встал передо мной за несколько месяцев до того, уже после начала войны, когда я оглядывал свои полки с «русской» литературой, раздумывая, не отделить ли от нее украинскую. Я проделал подобную же процедуру с немецкой и австро-венгерской, и это было весьма познавательно: за исключением Клейста, все мои любимые немецкоязычные авторы оказались на австро-венгерских полках: само собой, Кафка, а также Рильке, Музиль и некоторые другие. Но если проделать то же самое с русскими, кого именно считать украинским писателем? Какой выбрать критерий? Будет недостаточно ограничиться либо языком, либо географией, либо, как в некоторых случаях, позицией самого писателя.