— Где берет начало радикальный ислам?
— Всё радикальное всегда начинается с реакции. Реакция, как правило, является чем-то более радикальным, чем само явление. Мы начнем издалека, с Ибн Таймии. Речь идет о серьезном ученом ислама из XIII–XIV века, который вел свою деятельность в то время, когда монголы внедрились в арабскую культуру и разрушили Аббасидский халифат. Монголы приняли ислам, стали частью исламской цивилизации и возглавили ее на несколько десятков лет. Тогда Ибн Таймия говорит, что монголы портят ислам изнутри, и если они хотят вернуться к истокам, то нужно полностью исключить из их рядов тех, кто не является настоящими мусульманами. Эта идея «настоящих мусульман» превратится в ключевое определение радикального ислама. С тех пор мусульман пытаются делить на «правильных» и «недостаточно правильных». Последний раз, когда исламская цивилизация противостояла другой цивилизации, до того как Запад пришел на Ближний Восток, — это было как раз во времена Монгольской империи.
В начале XX века Османская империя заканчивает свое существование. Распадается последняя исламская империя, которая содержала целую цивилизацию, и начинаются новые реакции [на эти события] из мусульманского мира. Эти люди зовут себя реформаторами ислама. Они вспоминают последнюю эпоху, когда мусульманский мир находился в противостоянии с немусульманами, как раз в монгольскую эпоху. Вспоминают Ибн Таймию и начинают брать с него пример. Начинается новая попытка вернуться к истокам.
Первый человек, который превращает эти мысли в действия, — это Хасан Аль-Банна. Он араб-мусульманин из Египта, который в 1928 году основывает движение «Братья-мусульмане» у себя на родине. Это движение является реакцией на британский мандат, который, по мнению жителей Египта, находится на их территории незаконно. На территории, которая исконно является египетской, арабской и мусульманской. С точки зрения Аль-Банны, в колониализме и империализме, которые пришли на Ближний Восток еще с Наполеоном, виноват не Запад, а они сами. Всё это случилось потому, что они перестали быть правильными мусульманами и поверили в другие идеологии. Теперь царит хаос, и все смотрят в сторону Запада. В то время, в 20-е годы ХХ века, на всём Ближнем Востоке давно нарастают прозападные тенденции. Люди больше говорят на английском и французском, чем на арабском, детей отдают в школы, где изучают иностранные языки. Люди уходят всё больше в секуляризм, становятся более светскими. Это бьет по видению мира Хасана Аль-Банны. Он изначально был учителем в школе. Да, у него было религиозное образование, и в какой-то момент он начинает преподавать ислам не только в школе. Он продвигает тот ислам, который, по его мнению, принесет больше пользы для египтян и мусульман в целом. Его главная идея в том, что нужно опять стать одной большой исламской нацией. Появляется риторика «поднять нацию с колен». Это и есть начало реакции ислама на западное вторжение на Ближний Восток. С этого момента начинается радикальный ислам.