Рецензия · Культура

Совсем не звездные войны

Вторую часть космооперы «Мятежная Луна» громят и критики, и зрители. Как Снайдеру удается снимать так плохо, но при этом оставаться востребованным режиссером?

Кадр из фильма Зака Снайдера «Мятежная Луна: Оставляющая шрамы». Фото: Clay Enos/Netflix

Прошлая часть космической оперы Зака Снайдера, вопреки культовому статусу режиссера, не стала хитом в стриминг-сервисе (по просмотрам за дебютные три дня первая «Луна» была лишь на девятом месте среди всех оригинальных фильмов Netflix в 2023 году) и была разгромлена критиками. Разбираемся, удалось ли постановщику поправить ситуацию в продолжении, получившем название «Оставляющая шрамы», а также есть ли у этой авторской киновселенной будущее.

Ярый фанат «Звездных войн», режиссер Зак Снайдер со студенческих лет вынашивал идею спин-оффа кинофраншизы Джорджа Лукаса. Еще в начале 2010-х, задолго до запуска конвейерного производства Disney, он наведывался с задумкой в LucasFilm. Тогда что-то не сложилось, но вот теперь, благодаря боссам Netflix, его проект мечты удалось воплотить в жизнь. Снайдер переложил историю о джедаях на оригинальный лад и по последней моде порубил ее надвое. Место действия первой части «Мятежной Луны» (ее выход состоялся 22 декабря 2023 года) — далекая-далекая галактика, где правит империя Праматерь. После убийства королевской семьи власть захватил кровожадный сенатор Балисарий, под руководством которого действует карательный отряд во главе с адмиралом Ноублом. Наемникам с нацистскими замашками поручено отыскать повстанцев, согласно слухам, задумавших революцию. Путешествуя по галактике, местная «Звезда смерти» достигает аграрной планеты Вельд, где проживают миролюбивые фермеры. Ноубл требует у работяг запасы зерна, хладнокровно расправляясь со всеми несогласными. Фермеры оказываются перед незавидным выбором: отдать всю еду и обречь народ на голод, или же умереть от рук имперцев, пообещавших вернуться две недели спустя. Конечно же, среди жителей планеты находятся смельчаки, готовые дать захватчикам бой.

Зак Снайдер — кинематографист титанического масштаба. Одни зрители его буквально боготворят, другие с тем же фанатизмом ненавидят. Но равнодушным творчество Снайдера не оставляет никого. Бывший рекламщик и клипмейкер, он дебютировал в кино 20 лет назад, пересняв знаковый зомби-хоррор «Рассвет мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Вместе со сценаристом Джеймсом Ганном — еще одним поп-культурным феноменом XXI века, затем поставившим «Стражей Галактики», — он превратил социальную сатиру в зубодробительный экшен, где действие не прерывается ни на мгновение. Фирменный почерк Снайдера виден в его следующей картине — разлетевшемся на мемы о Спарте эпике «300». Здесь визуальная часть тотально доминировала над содержанием, а градус пафоса выкручивался на возможный максимум. Прокатный триумф эстетского кинокомикса позволил Снайдеру взяться за экранизацию «Хранителей» — пожалуй, одного из величайших графических романов в истории. Мрачный неонуар об амбивалентных супергероях, в основе которого лежала политическая сатира, не повторил кассовый успех «300» (тогда в тренде была «легкая» супергероика Marvel), но для гиков Снайдер превратился в идола с практически безграничным запасом доверия к нему.

Наблюдая за тем, как лихо Marvel выстраивает супергеройскую киновселенную, DC захотели наспех сварганить нечто аналогичное. Создавать ответ «Мстителям» студия доверила именно Снайдеру. И тот продолжил курс, взятый им в «Хранителях»: показал историю становления Супермена как библейский эпос, вплоть до прямолинейного сравнения Кларка Кента с Иисусом. За «Человеком из стали», получившим смешанные отзывы, последовал кроссовер о противостоянии криптонца и Бэтмена — как бы «бога и человека». Критики охотно уничтожили и этот перекачанный рапидом сгусток пафоса — из сегодняшнего дня кажется, что не совсем справедливо. Киновселенная затрещала по швам, не успев толком сформироваться. Надеясь спасти свое детище, студийные боссы воспользовались личной трагедией Снайдера: во время работы над «Лигой справедливости» режиссер потерял дочь и покинул съемки до их завершения, а на его место назначили Джосса Уидона. Человеку, работавшему над пресловутыми «Мстителями», поручили переделать мрачный блокбастер в нечто пестрое и веселое, но итоговый результат забил в гроб франшизы последний гвоздь. Лишь в 2021 году, под давлением интернет-пользователей, Warner Bros. выпустила оригинальный вариант, «Снайдеркат» — обросшую мифами истинную «Лигу справедливости», оправдавшую ожидания фэнов. В глазах гиков Снайдер вновь стал Богочеловеком, победившим прогнившую голливудскую систему. Покинув DC на мажорной ноте (переизобретать киновселенную пришел его коллега Ганн), режиссер получил от Netflix карт-бланш.

Сначала Снайдер снял для стриминг-гиганта «Армию мертвецов» — первый со времен «Рассвета мертвецов» зомби-экшен, где он, помимо режиссуры и продюсирования, отвечал за сценарий и операторскую работу. Авторский блокбастер Снайдера не стал сенсацией, но собрал просмотры и в целом приглянулся широкой аудитории. Поэтому когда режиссер пришел к Netflix с идеей собственной космооперы под названием «Мятежная Луна», ему с радостью выделили все необходимые ресурсы.

Хотя Снайдер и переработал свой изначальный сценарий, схожесть «Мятежной Луны» со «Звездными войнами» видна невооруженным глазом. Другой очевидный источник вдохновения — классический фильм «Семь самураев». Не секрет, что сага Лукаса (да и не только она) также многое почерпнула из фильмографии Акиры Куросавы, поэтому идея снять «Семь самураев» в космосе не лишена смысла. Беда в том, что данный концепт уже был реализован в «Мандалорце» (см. 4-й эпизод 1-го сезона) — официальном спин-оффе «ЗВ». Немудрено, что критики и зрители в один голос вопили о вопиющей вторичности «Луны».

Кадр из фильма Зака Снайдера «Мятежная Луна: Оставляющая шрамы». Фото: Clay Enos/Netflix

Другая претензия к космоопере Снайдера — а, точнее, к первому фильму «Дитя огня», — заключалась в том, что это и не кино вовсе, а огромный тизер. Весь хронометраж возглавившая сопротивление Кора путешествует по планетам, рекрутируя воинов для защиты Вельда. Вскоре ей и сопровождающему ее крестьянину Гуннару удается завербовать контрабандиста Кая — местного Хана Соло, ошивавшегося в иноземной таверне. С помощью нового друга Кора и Гуннар нанимают экс-генерала Титуса, принца Тарака и мастерицу меча Немезиду. Наконец, они находят и тех самых повстанцев и переманивают их на свою сторону.

Пока зритель безуспешно пытался запомнить имена персонажей (что, как видно из перечисления выше, сделать трудно), первая часть, собственно, подошла к концу. За два с небольшим часа Снайдер умудрился лишь бегло заявить для публики сразу с десяток новых героев, новую мифологию и новые миры. Какого-либо раскрытия характеров, само собой, нет и в помине, а локации прописаны схематично. Ситуацию наверняка поправит режиссерская версия — ее выход намечен на лето. Причем анонс состоялся заранее, из чего следует закономерный вопрос: неужели нельзя было смонтировать нормальный фильм сразу? Видимо, ажиотаж, неизменно возникающий вокруг режиссерских версий Снайдера, отныне будет нещадно монетизироваться всеми, кому не лень.

Впрочем, преданные фанаты режиссера были уверены, что вторая часть расставит всё по своим местам и без очередного «Снайдерката». Мол, то была экспозиция, а вот теперь-то начнется основное действие.

Сиквел «Дарующая шрамы» стартует с той же точки, на которой завершилось «Дитя огня». Кора вместе с отрядом возвращается на Вельду, чтобы подготовить фермеров к решающей схватке с головорезами Ноубла. Как водится, первая половина ленты посвящена тренировкам, а вторая целиком отведена сражению. При этом в слоумо тут дается вообще всё — и поединок на световых мечах, и сбор урожая. Кажется, если в этой четырехчасовой дилогии ускорить весь рапид, то кино сократится минимум на треть. Вероятно, тогда у Снайдера осталось бы время сделать персонажей объемными. В продолжении, кстати, каждому из безликих рекрутов дается персональный флэшбек — целых две-три минуты. В рамках групповой терапии они поочередно рассказывают друг дружке о травмирующем опыте, который ныне служит мотивацией биться с Империей до последней капли крови. Стоит ли говорить, что менее картонными от этого герои не становятся? И даже прошлое Коры (она же Артелаис — дезертировавшая солдатка, когда-то служившая при императорском дворе) раскрывается впопыхах и выглядит слабейшей составляющей всей эпопеи.

Кадр из фильма Зака Снайдера «Мятежная Луна: Оставляющая шрамы». Фото: Clay Enos/Netflix

Еще со времен «Экстаза» и «Кингсмена» известно, что София Бутелла обладает поистине феноменальной пластикой. И когда нужно виртуозно махать руками и ногами, ей по-прежнему нет равных. Однако ее попытки сделать драму несостоятельны даже по меркам жанра. Иронично, что наиболее живым персонажем дилогии оказывается андроид Джимми — аналог C-3PO, изрекающий мудрости голосом Энтони Хопкинса. Большую часть времени он, разочаровавшись в роде людском, многозначительно наблюдает за происходящим со стороны. И только к финалу философствующий робот в терновом венце нисходит с небес и заступается за страждущих. Персонаж настолько снайдеровский, насколько это вообще возможно.

Кажется, «Мятежная Луна» — худшее творение Зака Снайдера на данный момент (по крайней мере, сейчас на Rotten Tomatoes у нее самый низкий рейтинг из его картин, причем и среди критиков, и среди публики). Другое дело, что это по-прежнему лучше трилогии Дж. Дж. Абрамса и некоторых сериалов Disney. К тому же все атрибуты снайдеровского кино тут присутствуют: красивых кадров — хоть отбавляй, оперный размах — на месте, а экшен-сцены своей грациозностью порой напоминают гонконгские уся. Разговаривают герои исключительно «волчьими цитатами», но даже без намека на иронию, а фоном непрерывно гремят композиции Junkie XL, благодаря которым пафос достигает действительно межгалактических масштабов.

Кадр из фильма Зака Снайдера «Мятежная Луна: Оставляющая шрамы». Фото: Clay Enos/Netflix

Как одноразовый киноаттракцион «Мятежная Луна» вполне сгодится — главное не ждать от нее откровений уровня «Хранителей» или даже «Снайдерката». В недавнем интервью создатель дилогии оптимистично сообщил, что сценарий триквела уже готов, а также изъявил надежду выпустить в рамках кинофраншизы шесть фильмов. Но согласится ли Netflix и дальше спонсировать «Звездные войны» Зака Снайдера — большой вопрос. Одно дело, когда постановщик брался за уже готовые истории, знакомые почти каждому, другое — когда он пытается создавать нечто новое с нуля. Каким бы завораживающим ни был визуальный стиль Снайдера, очевидно, что без внятной сценарной основы всё это попросту не работает.

Учитывая, что первая же часть «Луны» явно недособрала по просмотрам, а вторую критики и зрителя громят даже пуще прошлой, объективных причин для развития дорогостоящей (бюджет дилогии составил $166 млн) киновселенной у стриминга остается всё меньше.