Мистика, фэнтези, стимпанк, всякого рода футуризм, ретрофутуризм, разнообразная паранормальность, попаданцы, оккультизм — десятки направлений фантастики с разной степенью увлекательности и убедительности, создавая параллельные миры, пытаются объяснить мир существующий.
По мере того как близкое будущее всё отчетливее видится апокалиптическим, — и не только художникам, — авторы всё охотнее берутся за антиутопии и альтернативную историю.
Соблазн этих жанров понятен. С одной стороны, рамки для вымысла безграничны, и никто не будет цепляться к датам и фактам. С другой — о «повестке» с помощью метафоры говорить легко и приятно.
Очередной опыт реконструкции прошлого предпринял режиссер Владимир Ракша, к своим 34 годам освоивший практически все киношные специальности: режиссер, оператор, монтажер, сценарист, художник-постановщик и аниматор. Даже снялся однажды в небольшой роли. Пётр Ефимович Тодоровский сказал мне не совсем в шутку: было бы неплохо, если б режиссер умел в кино всё — держать камеру, писать диалоги и музыку, монтировать, рисовать, ну и, конечно, одевать женщин.
Толковый завет. В работах Ракши, особенно в сериале 2024 года «Иные», визуальная часть завораживает. Изобразительный уровень очень высок; не в последнюю очередь потому, что сам режиссер — художник не только в широком, но и в узком смысле, и спецы понимают его с полуслова. Больше скажу: именно show, зрелище, внешняя сторона прежде всего важны режиссеру в его способе высказывания. Притом, что и жанрово он тяготеет к сказке, а сказка требует формального совершенства: ослепительной красоты или столь же ослепительного ужаса.