Сюжеты · Политика

Как Грузия «одумалась» и спасла Воронеж

В Тбилиси снова обвинили Киев в намерении втянуть страну в войну с Россией. Однако аргументы скорее вызывают вопросы, чем дают ответы

Ия Баратели, специально для «Новой газеты Европа»

Руководитель Контртеррористического департамента Службы государственной безопасности Грузии Бача Мгеладзе во время брифинга, 5 февраля 2024 года. Фото: ssg.gov.ge

Всю неделю в Грузии обсуждали взрывчатку, которая, как утверждают грузинские спецслужбы, была отправлена из Одессы в Воронеж. В истории с перехватом груза есть нестыковки, зато нет пострадавших и даже задержанных (пока). Как нет и ответа на важный вопрос: сотрудничают ли грузинские и российские спецслужбы? В МИД РФ на это намекают, но не утверждают, так что вопрос остается открытым.

Детонаторы из Одессы

Неделя в СГБ (Службе госбезопасности Грузии) началась с брифинга и показа видео, на котором сотрудники раскладывали перед камерой коробочки с проводами. На других кадрах — уже оперативной съемки — можно издалека наблюдать, как некие мужчины перемещаются с этими коробками в Батуми и Тбилиси.

Согласно версии следствия, в коробках были бомбы. По данным СГБ, в замаскированных под автомобильные аккумуляторы контейнерах перевозили 14 кг пластиковой взрывчатки военного назначения С-4. Всего в аккумуляторах было шесть взрывных устройств с детонаторами, а также шесть ключей и электронных таймеров, запрограммированных на приведение бомб в действие в определенное время.

На брифинге 5 февраля было объявлено, что опасный груз переправили из украинской Одессы через Болгарию в Турцию, а затем в Грузию, откуда его должны были вывезти в Россию. И даже назвали конкретный город — Воронеж.

Также прессе объяснили хитроумный план СГБ: отследив бомбы, их изъяли из каркаса аккумуляторов и стали наблюдать, как уже безопасные посылки передавались из рук в руки.

СГБ утверждает, что в переносе украинских бомб участвовали 12 человек: семеро граждан Грузии, трое граждан Украины и двое граждан Армении.

Пока никто из них не задержан — по данным СГБ, все участники в своих показаниях заявили, что не знали о том, что вместо аккумуляторов планировалось переправить бомбы. Странно, что СГБ вполне удовлетворило такое объяснение, хотя ведомство собирается возбуждать дело по статье о подготовке терактов. Если по этому делу кто-то будет задержан, то ему грозит заключение сроком до 18 лет. 

СГБ говорит, что пересылку опасного груза удалось выявить благодаря тому, что была оперативная информация, на основании которой специалисты несколько дней «проводили спецоперацию».

На брифинге открыто было названо имя только одного человека: согласно материалам дела, процесс переброски взрывчатки был организован гражданином Украины Андреем Шарашидзе, уроженцем грузинского города Батуми. Представитель СГБ уточнил, что Шарашидзе в 2020 году был кандидатом в депутаты на местных выборах в Киевском районе Одесской области от партии «Слуга народа». «Указанное лицо за пределами Грузии следило за перемещением взрывного устройства», — сказал официальный представитель ведомства.

Кроме проводов и таймеров, в СГБ обнаружили и главный замысел передачи бомб: «После проведения терактов в Грузии или за ее пределами в них обвинили бы Грузию, как в части планирования, так и в части осуществления».

Понятно, что такие обвинения последовали бы из России.

Андрей Шарашидзе. Фото: соцсети

Вопросы и нестыковки

Грузинские спецслужбы обещали раскрыть детали дела «в ближайшее время», однако прошла почти неделя, а никаких подробностей так и не последовало. Зато у прессы и специалистов появилось множество вопросов.

Например, откуда в СГБ узнали, что бомбы через Грузию отправлял именно представитель партии Зеленского, если ни один человек из допрошенных не был в курсе того, что именно было смонтировано в аккумуляторах? 

На основании чего СГБ так уверенно говорит, что бомбы должны были доставить именно в Воронеж?

Какой был смысл везти этот груз через три страны, где спецслужбы работают не хуже, чем в Грузии?

Кстати, Андрей Шарашидзе никогда не был депутатом от партии Зеленского. Судя по соцсетям, он действительно баллотировался в местную Раду четыре года назад, но безуспешно, так что на «высокопоставленного чиновника» явно не тянет. Его активность в соцсетях была приурочена к избирательной кампании, после чего полностью прекратилась.

Сам себя Шарашидзе называет уроженцем Одессы, а не Батуми. Местные газеты писали о нем как о бизнесмене, занимающемся производством сыра. Странно и то, что и украинской прессе пока так и не удалось разыскать Шарашидзе и поговорить с человеком, которого в Тбилиси называют «организатором терактов». 

И самый главный вопрос: не была ли эта операция спецслужб Грузии спланирована и проведена совместно с российскими «коллегами»?

Подозрения оппозиции вполне предсказуемы: правительство «Грузинской мечты» постоянно обвиняют в коллаборационизме и тайном сотрудничестве с Кремлем.

К тому же СГБ не в первый раз пугает общественность — за последние годы было несколько громких заявлений о якобы предотвращенных государственных переворотах. Однако все эти заявления заканчивались ничем, если не считать чувства неловкости от того, что в качестве доказательств подготовки «заговоров» приводились «потенциально опасные» свалки старых покрышек, с которых мог начаться «майдан». Или же в планах по свержению правительства подозревали тренеров и организации из США и Европы, проводивших в Тбилиси семинары для активистов в сфере культуры.

В конце концов, есть упрямый факт, о котором часто любят напоминать в грузинской оппозиции: после прихода к власти «Грузинской мечты» в 2012 году и по сегодняшний день СГБ Грузии не выявила ни одного российского шпиона.

В «Грузинской мечте» вспомнили «второй фронт»

Посольство Украины в Тбилиси попыталось замять скандал, распространив заявление, однако было ясно, что этим уже не обойтись.

«Посольство Украины проверяет информацию, обнародованную на брифинге СГБ Грузии, выясняет все обстоятельства, в частности, как утверждается, причастности граждан Украины к противоправной деятельности, — говорилось в заявлении. — Посольство рассчитывает, что грузинская сторона будет воздерживаться от политизации этого дела.

Груз со взрывчаткой, обнаруженный Службой государственной безопасности Грузии. Скриншот


Выражаем заинтересованность и готовность к конструктивному взаимодействию с правоохранительными и другими компетентными органами Грузии с целью объективного, беспристрастного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела, а также установления реальных его организаторов».

Несмотря на эти призывы, в «Грузинской мечте» с максимально высокой трибуны стали обвинять Украину в недружественном поведении. Такую позицию выразили многие представители правящей партии, а итог подвел Ираклий Кобахидзе, которого парламент накануне утвердил в качестве нового премьер-министра Грузии: «Кто-то внутри страны и извне пытается превратить Грузию в мишень российской агрессии, это очень тяжелое явление, вызывающее обеспокоенность. Это еще раз подтверждает то, о чем, в принципе, открыто говорили украинские высокопоставленные чиновники...

Они хотели и, вероятно, и сегодня хотят второй фронт в нашей стране. Факты, которые были выявлены СГБ, являются очередным подтверждением этого».

Председатель парламентской фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе также уверен, что «Грузию пытаются обвинить в организации терактов в России, чтобы вовлечь в войну».

Мдинарадзе был возмущен аргументами тех, кто предлагал не предавать случившееся огласке.

«Страна очень рискует, ей грозило обвинение в организации терактов в России. Часть взрывных устройств осталась в Грузии, что-то планировалось и здесь. Грузия должна была быть зафиксирована как организатор терактов и мы должны были молчать — это они предлагают?» — поинтересовался Мдинарадзе.

Аргументы экспертов от оппозиции

Между тем в оппозиции доводы властей называют враньем и попытками запугать общественность, чтобы снова актуализировать главный аргумент «Мечты», согласно которому Грузия остается оазисом мира и спокойствия исключительно благодаря мудрости ее руководства.

Генерал в отставке Вахтанг Капанадзе из НПО «Джеокейс» подчеркивает, что СГБ Грузии прибегает к риторике, характерной именно для российских спецслужб, забывая о принципе «наш разведчик или их шпион»:

«Довольно непрофессионально звучит, когда СГБ заявляет, что указанные предметы были предназначены “для террористических актов”. Действие, осуществленное на территории страны противника, которое не направлено против мирного населения, это диверсионный акт, диверсионная операция или специальная операция. <…> Неправильно и неуместно использовать термин “теракт”, как это делает Россия, описывая все действия Украины на территории РФ».

Вахтанг Капанадзе. Фото: Ensemble Rustavi / Facebook

В интервью грузинской телекомпании Formula Капанадзе подчеркнул, что пока о деле известно немногое и все рассуждения — это спекуляции экспертов. Он также не исключил, что взрывчатку действительно могли обнаружить, но напомнил, что такие вопросы между дружественными странами решаются без огласки в прессе.

Также ему, как и многим другим, не совсем понятны доводы о том, что именно Грузия была бы обвинена в «поддержке терактов», ведь груз прошел через Румынию, Болгарию и Турцию. «Что, с Турции не спрашивают, а с Грузии спросили бы? Если это не сделали без огласки и не передали данные Украине, тем более что эти действия были пресечены, то в чем тут смысл?» — спрашивает Капанадзе.

Несколько лет назад покинувший высокий пост в СГБ представитель оппозиционной партии «За Грузию» Каха Кемоклидзе видит в ситуации «детали, которые невозможно объяснить», а также признак нездоровых отношений между Грузией и Украиной:

«Допустим, что украинцы действительно хотели тайно провезти взрывчатку через коридор Румыния — Болгария — Турция — Грузия и ввезти ее в РФ для своих оперативных целей. Это допустимо, у них свои цели, они находятся в состоянии активной войны.

Но это противоречит или как минимум содержит риск для нашего государства, поэтому грузины могли перехватить эту информацию. Если бы отношения были здоровыми, они послали бы сигнал Украине: то, что вы делаете, не соответствует нашим национальным интересам и создает риски для безопасности, однако с учетом того, что вы воюете, а мы друзья, мы не будем это афишировать».

В отличие от некоторых других экспертов, Кемоклидзе не считывает в официальном заявлении СГБ Грузии ожидания благодарности за предотвращение терактов на территории РФ.

Тем не менее он согласен с тем, что «пафос этого заявления многозначный: они сделали приятно и РФ, и мы увидели, что российская пропаганда это поддержала».

«Грузины — молодцы», или благодарности из России

Проправительственные спикеры в российских СМИ действительно не скупились на похвалы Грузии, которая «одумалась» и спасла Воронеж от терактов. 

Например, нынешний глава грузинской диаспоры в России Давид Цецхладзе (который, кстати, действительно является уроженцем Батуми, в отличие от одессита Андрея Шарашидзе) вдруг напомнил про Крымский мост. В том, что Грузию собирались использовать как «коридор для терактов» в России, он не сомневается.

«К счастью, грузинской стороне удалось обнаружить и предотвратить криминальный транзит — груз со взрывчаткой, направлявшийся из Одессы. Что, к сожалению, не удалось в 2022 году, когда был осуществлен теракт на Крымском мосту грузовиком, начиненным взрывчаткой, проехавшим через Грузию в Россию», — заявил Цецхладзе.

Буквально месяц назад тот же Цецхладзе заявил, что будет добиваться приезда премьер-министра Грузии в Москву — для встречи с диаспорой и налаживания отношений с Кремлем.

Поблагодарил Грузию и первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа: «Надо выразить благодарность грузинской таможенной службе, что они вовремя заметили эту взрывчатку. Это абсолютно правильно, в соответствии с договоренностями. Это опасный груз, который мог сработать где угодно». Чепа считает, что грузинские службы сработали хорошо, но еще предстоит проверить, почему груз пропустили власти Румынии, Болгарии и Турции.

Российский общественный деятель, идеолог евразийства Александр Дугин вообще отмечает «прозорливость» грузин, которые «восстанавливают свой суверенитет»:

«Грузины молодцы! Вообще их позиция после начала СВО свидетельствует об их уме, выдержке и прозорливости. Они правильно осмыслили, чем чревата политика безудержного рвения на Запад (см. Сорос-Саакашвили) и стали аккуратно восстанавливать свой суверенитет». 

А вот аналитический центр «Катехон» даже опасается, что из-за такой «независимой позиции» и «адекватности грузинского руководства» может пострадать основатель партии «Грузинская мечта» миллиардер Бидзина Иванишвили. 

«Позиция Грузии открывает возможности для налаживания российско-грузинских отношений. С другой стороны, именно из-за независимой позиции Тбилиси США будут пытаться активно сместить действующие власти страны и лично Бидзину Иванишвили, опираясь на сети сторонников прозападного вектора развития», — отмечается в сообщении «Катехона».

Итог подвела официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Для этого она вспомнила 90-е годы и войну в Чечне, когда Москва и Тбилиси ссорились из-за нескольких десятков тысяч чеченских беженцев, ушедших в Грузию через горные перевалы. Захарова назвала это «разгулом международного терроризма на Северном Кавказе». 

«Важно не забывать, что с нами, с нашими странами, народами хотели сделать тогда, в 90-е, как нас сталкивали и провоцировали, — сказала Захарова. — Это не первый раз, когда Грузия <...> используется буквально всеми теми, кто хочет дестабилизировать ситуацию на постсоветском пространстве и прибегает к террористическим методам».

Напомню: тогда, в 90-х, дело дошло до того, что Россия бомбила переходы в Грузию в районе Панкисского ущелья с самолетов. Грузия была вынуждена обратиться за помощью к международным структурам, и ОБСЕ назначило специальную наблюдательную миссию, чтобы фиксировать ситуацию на границе. 

Между тем Мария Захарова стала первым российским чиновником, ответившим на вопрос, сотрудничают ли российские и грузинские спецслужбы. Ясность она не внесла, но в то же время в ее словах не было и сарказма.

«Что касается наличия российско-грузинского взаимодействия по вопросам антитеррора, то за соответствующими комментариями рекомендовали бы обратиться в компетентные российские ведомства», — сказала она.

В российских силовых структурах сообщение грузинской СГБ пока никак не комментировали. Вопрос остается открытым, при этом не исключено, что и Москве, и грузинской оппозиции хотелось бы, чтобы это выглядело именно как «взаимодействие».