Все мы, наверное, знаем выражение «ложная дилемма» — это такой некорректный прием аргументации, который предлагает нам выбор из усеченного спектра возможностей: утверждает, что их всего две, хотя на самом деле возможностей больше. Самый знаменитый пример ложной дилеммы звучит в фильме «Подкидыш» Татьяны Лукашевич (1939 г.) и вложен в уста гениальной Фаины Раневской, которая говорит совершенно незнакомой девочке, встреченной на улице: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?»
Вот еще несколько легко узнаваемых ложных дилемм: «Или я, или она!», «Или всё, или ничего!», «Или так, или никак!». Почему они могли бы показаться верными? Например, потому что я считаю, что верность — важное условие отношений, так что моему партнеру придется выбирать. Или потому, что я не готова размениваться на мелочи, это удел нищебродов и неудачников, так что именно или всё, или ничего! Или потому что мой вариант решения проблемы — самый разумный, а все остальные предложения — ужасно глупые, их нужно отсечь побыстрее, поэтому, естественно, будем делать так, как предлагаю я, или вообще никак. Узнаваемо? Конечно. Это объяснения? Безусловно! Что же не так?
Не так вот что. Бывают настоящие дилеммы, когда мы и правда вынуждены выбирать всего из двух вариантов, никаких третьих и прочих нет и в помине. Сложность возникает в тот момент, когда мы признаем в ложной дилемме настоящую (мы можем делать это совершенно искренне!).