Сюжеты · Политика

«Это нервирует, когда в твоей стране есть люди, говорящие на языке врага» 

Двойной миграционный кризис в Грузии: на фоне всё более заметного исхода коренного населения в западные страны растет процент приезжих из РФ

Ия Баратели, специально для «Новой газеты Европа»

Фото: Mirian Meladze / Anadolu Agency / Getty Images

Похоже, грузины решили если не войти в Европу, то хотя бы попросить там убежища. Еврокомиссия опубликовала тревожную статистику: в разы выросло число граждан Грузии, которые просят убежища в ЕС. А всего за последние десять лет из Грузии выехали за границу и не вернулись назад 244 966 человек. Это уже тенденция: каждый шестой житель Грузии задумывается о том, чтобы покинуть страну. При этом численность населения в Грузии практически не изменилась: если грузины уезжают, то мигранты из России приезжают.

Каждый шестой 

«А вы знаете, сколько в польском супермаркете стоит курица? В три раза дешевле, чем у нас! В Европе вообще продукты очень дешевые! А знаете, какая ипотека в Польше? 2% — для местных, 4% — для иностранцев. И если вдруг потеряешь работу, банк ставит выплаты на паузу. И еще будет присылать сообщения с вакансиями». Водитель такси, произнесший эту восторженную речь, просто пытался поддержать беседу, услышав, как я по телефону обсуждаю с коллегой, дадут или нет Грузии статус кандидата в ЕС. «А вы что, жили в Польше?» — вежливо спросила я, хотя заранее знала ответ. «И жил, и работал, сейчас вернулся из-за семейных обстоятельств, но поеду еще», — радостно закивал мой собеседник. «А что насчет статуса для Грузии?» — я тщетно пыталась отвлечь собеседника от мыслей о Польше и перевести разговор на местные проблемы. В ответ он виновато улыбнулся: «Да, это хорошо, но когда еще здесь будет нормальная жизнь? А мне сейчас надо деньги зарабатывать. Так что я тут ненадолго». 

C 2010 по 2020 годы из Грузии эмигрировали около 860 тысяч человек, то есть 23% населения страны — такие данные приводит международная консалтинговая компания PMCG в прошлогоднем исследовании.

Грузия — страна маленькая и небогатая, и переезд за границу с целью заработка — обычная история для грузин в последние 30 лет. В 90-х годах после объявления независимости Грузия пережила острый социальный кризис, а также войну в Абхазии, вызвавшую огромную для такой небольшой страны волну беженцев — 300 тысяч.

Грузины уезжали ради заработков в основном в Россию, но в последнее десятилетие многое изменилось, теперь всё больше людей устремляются в Европу и США, где заработки выше, медицина и образование — лучше, а жизнь — безопасней, чем в РФ. 

За последние десять лет самый большой прирост иммигрантов из Грузии наблюдался в США — на 77% и в Италии — на 60%.

В 2017 году граждане Грузии благодаря процессу ассоциации с Европой получили безвизовый доступ к 24 странам ЕС, чем немедленно воспользовались. Но 90 дней за полгода, предусматриваемых правилами пребывания в ЕС, грузинам явно не хватает, и многим хочется остаться насовсем. 

Еврокомиссия в конце октября опубликовала доклад, согласно которому число граждан Грузии, запрашивающих убежище в ЕС, в 2022 году по сравнению с предыдущим годом выросло на 81%. Если в 2021 году было подано 14 635 таких заявок, то в 2022 году — уже 26 450. При этом уровень положительных ответов увеличился ненамного: с 5% в 2021 году до 7% в 2022-м.

Фото: EPA-EFE / ZURAB KURTSIKIDZE

Огромный скачок и в статистике нелегальной миграции: в прошлом году стало на 87% больше грузин, проживающих в Европе с нарушением визовых правил, то есть нелегально. 

В период с 2012 по 2022 годы — это десятилетие правления «Грузинской мечты» — из Грузии выехали и не вернулись обратно 244 966 граждан. Это больше, чем население всего города Батуми, — там проживает 179 тысяч человек. Сравнить можно с тем, как если бы из страны выехало население целого региона — например, Шида-Картли в центральной Грузии.

Эмиграция слегка притормозила во время пандемии, однако после выросла еще больше: по данным Национальной службы статистики, только за два года, в 2021-м и 2022-м, из Грузии отправились в эмиграцию 87 222 граждан. Причем уезжает из Грузии за рубеж в два раза больше граждан, чем возвращается назад. 

К 2023 году в Грузии до 16% выросло число семей, где хотя бы один человек живет за границей и поддерживает родственников, присылая оттуда деньги.

В марте 2023 года опрос общественного мнения, проведенного Национально-демократическим институтом (NDI), показал, что об эмиграции задумывается каждый шестой житель Грузии.

Бедная, но безопасная

В Европе не особо верят гражданам Грузии, которые обращаются с просьбой предоставить убежище, мотивируя это преследованием на родине.

В 2022 году количество решений о возвращении граждан Грузии на родину выросло на 50%: 16 275 в 2022 году и 10 820 в 2021 году. 

«Мы рассматриваем Грузию и Молдову в категории безопасных стран. Обе страны хотят стать членами Евросоюза, поэтому предполагать, что существует системное притеснение, неправдоподобно», — заявил канцлер Германии Олаф Шольц в интервью Der Spiegel. Шольц подчеркнул, что защита внешних границ Европы будет усилена, «чтобы меньше людей могло въехать в Европу».

Канцлер Германии Олаф Шольц с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили. Фото: EPA-EFE / CLEMENS BILAN

Это значит, что число депортаций из ЕС в будущем еще больше увеличится.

А ведь только в третьем квартале 2023 года из Европы были депортированы более одной тысячи граждан Грузии. По данным МВД Грузии, за этот период была осуществлена реадмиссия 696 человек из Германии, 136 — из Франции, 48 — из Швейцарии, 33 — из Греции, 28 — из Польши, 26 — из Испании, 21 — из Италии.

На 31% выросло и число отказов гражданам Грузии во въезде в ЕС: 

в 2021 году отказов было 3030, а в 2022 году — уже 3970, следует из доклада Еврокомиссии.

В документе черным по белому записано, что в 2022 году Грузия «не добилась прогресса в направлении соответствия визовой политики».

Хотя в Еврокомиссии отметили и то, что в прошлом году страна ужесточила контроль на пунктах пересечения границы, предотвратив выезд 4 677 граждан Грузии, которые, как считалось, представляли угрозу нелегальной миграции в ЕС. К тому же страна активно сотрудничает с Европейским агентством пограничной и береговой охраны (Frontex) — именно так в основном выявляются необоснованные заявки о предоставлении убежища.

Куда бежать

Вместе с тем для соискателей убежища из Грузии в Европе еще не всё потеряно: например, Бельгия исключила Грузию из списка безопасных стран на сайте Генерального комиссара по делам апатридов Бельгии. При этом Бельгия считает безопасными такие страны, как Албания, Сербия, Косово, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония и Индия. 

Еще граждане Грузии любят подаваться на убежище в Ирландии: в этой стране они занимают первое место по числу соискателей. Об этом объявило ирландское Министерство по делам детей, равноправия, инвалидов, интеграции и молодежи. В исследовании ведомства сказано, что только в июле этого года в зонах для просителей убежища проживали 3 432 гражданина Грузии — больше, чем граждан Нигерии, Алжира и Сирии.

По данным ирландской прессы, в 2022 году более 2 700 человек из Грузии обратились к властям Ирландии с просьбой предоставить убежище. Чтобы попасть в страну, граждане Грузии обычно использовали фальшивые ирландские визы. Власти уже нашли выход: визы теперь тщательно проверяют авиакомпании, потому что их обязали вывозить из страны депортированных грузин. 

Также всё еще есть шанс, пусть и небольшой, получить статус беженца в Швеции — там в иммиграционной службе можно пожаловаться, что на родине невозможно вести бизнес без связей в правительстве. 

Большим спросом у грузин пользуется Италия: по данным 2022 года, в этой стране проживает 22 907 граждан Грузии. За 10 лет (с 2012 по 2022 годы) их число увеличилось практически втрое. По данным Eurostat, в 2022 году в Италии попросили убежища 3 240 человек, то есть ежемесячно это делали как минимум 200 граждан. До 2017 года такого числа прошений от грузин не было за целый год.

В Грузии часто говорят, что страну из самых тяжелых кризисов вывели женщины: почти 70% грузинских эмигрантов в странах Европы, и особенно в Италии, — это женщины, которые помогают в работе по дому или ухаживают за пожилыми или тяжелобольными людьми.

В 2021 году вся Грузия аплодировала дзюдоисту Лаше Бекаури, завоевавшему золото на Олимпиаде в Токио. Спортсмен растрогал всю страну, когда сказал, что свое денежное вознаграждение за медаль, около 300 тысяч долларов, потратит на то, чтобы вернуть домой бабушку и тетю, работавших за границей ради того, чтобы содержать их семью. 

Грузинский дзюдоист Лаша Бекаури. Фото: EPA-EFE / KIYOSHI OTA

Зачастую грузинки годами работают за границей нелегально, ожидая официального разрешения. В этот период им нельзя покидать страну пребывания. В итоге получается, что женщины годами не видят семью и детей — такова цена их обеспеченной жизни. 

Мужчин и женщин среди грузинских мигрантов поровну только в Германии и США. А вот в Польше мужчин из Грузии больше, чем женщин. По состоянию на 2022 год, в Польше проживало более 27 тысяч граждан Грузии, и 87% из них — мужчины, занятые обычно в строительной сфере. Между тем, по данным Польского института социального обеспечения, в 2015 году число грузинских мигрантов в Польше не превышало одной тысячи.

Кто, откуда и сколько

В 2020 году, который Грузия из-за пандемии и провала туристического сезона пережила с отрицательным экономическим ростом, полученные от эмигрантов денежные переводы составили 13% ВВП страны.

По данным PMCG, это повторилось и в 2021 году: денежные переводы в Грузию составили 2,35 миллиарда долларов, то есть 13% ВВП. А всего с 2012 года объем денежных переводов от эмигрантов увеличился на 76%.

В исследовании отмечается, что денежные переводы оказывают «сильное влияние на экономику Грузии». 

В 2020 году Грузия заняла 23-е место в мире по соотношению денежных переводов к ВВП и второе после Молдовы место среди стран Восточного партнерства.

Безусловно, в последние 10 лет основным источником денежных переводов в Грузию была Россия, но грузины с Запада (в основном Италия, США и Греция) уже направляют в совокупности больше трансферов, чем грузины из России. К 2022 году в сравнении с 2012-м объем денежных переводов из России в Грузию сократился на 45% и составил 0,41 млрд долларов. При этом переводы из США выросли на 284%, а из других стран — на 310%.

В 2012 году доля постсоветских стран в объеме денежных переводов в Грузию составляла 59%, а в 2021 году — только 27%. А вот доля ЕС увеличилась с 25% до 41%.

Между тем в правительстве Грузии отрицают массовый исход граждан из страны, а документ Еврокомиссии считают «спекуляцией».

Гурам Мачарашвили, депутат парламента от фракции «Сила народа»:

«Это обычная спекуляция. Они делают сравнение с 2021 годом, когда была ковид-пандемия и поездки были ограничены. Отсюда и получаются эти данные — 81%. В остальном же в отчете написано, что Грузия хорошо выполняет условия [безвизового режима]».

Мака Бочоришвили, депутат парламента от «Грузинской мечты», глава комитета парламента по интеграции с Европой:

«Мы должны учесть, что период, с которым сравнивают эти цифры, — это период пандемии, и это фактор, который следует учитывать, когда мы смотрим на эти цифры. Хотя мы также должны сказать, что просители убежища в основном подают необоснованные заявления». 

Русские пришли 

Интенсивная эмиграция сочетается в Грузии со снижением рождаемости: в 2022 году в Грузии умерло больше людей, чем родилось. Число новорожденных неуклонно снижается в Грузии начиная с 2014 года.

Удивительно, но отрицательное сальдо миграции и снижение рождаемости не особо изменило численность населения Грузии: в период с 2014 по 2022 годы в Грузии стабильно проживает 3,7 миллиона человек.

Ответы надо искать снова в иммиграции, но уже иностранных граждан. По данным Национальной службы статистики Грузии «Сакстат», только в 2022 году в Грузию прибыло 56 369 граждан России. Между прочим, это больше, чем население муниципалитета Гори.

Россияне переходят границу с Грузией, сентябрь 2022 года.
Фото: EPA-EFE / OLGA IUNASHEVA

Также известно, что после начала войны в Украине в феврале 2022 года и по сей день граждане России купили в Грузии сотни квартир и зарегистрировали здесь более 20 тысяч предприятий.

По данным IDFI (Institute for Development of Freedom of Information), 

с января по ноябрь 2022 года доля российских граждан среди покупателей домов и квартир в Тбилиси выросла с 0,9% до 5%, а в Батуми — с 5% до 17,6%.

Кроме того, почти половина российских мигрантов являются самозанятыми или работают удаленно в иностранных компаниях. Это существенно изменило статистику занятости в Грузии. Если в 2015–2020 годах численность трудоспособного населения неуклонно сокращалась, то после 2020 года численность таких людей стала расти, а безработица — снижаться.

Власти Грузии российских мигрантов в качестве фактора роста предпочитают не замечать и в последние два года заявляют о беспрецедентном росте экономики как о своей заслуге.

В 2022 году ВВП Грузии вырос на 10,1%, а международные резервы Нацбанка Грузии обновили исторический максимум, достигнув 4 млрд 900,6 млн долларов. До этого рекордный показатель был в 2021 году (4 млрд 272,5 млн), то есть резервы Нацбанка увеличились на 14,7%. Как местные, так и международные эксперты заявляют, что этот эффект — следствие увеличения объемов валютных переводов из России на фоне объявления мобилизации и отъезда из страны сотен тысяч граждан.

Оппозиция в парламенте Грузии также считает, что экономический рост «оплачен» иностранными гражданами, особенно мигрантами из России. А сокращение безработицы происходит за счет эмигрировавших граждан Грузии.

Оппозиционный депутат Хатия Деканоидзе: «Очень тяжелые экономические условия, нет никакой перспективы, из моей семьи тоже несколько человек уехали из страны, у людей есть чувство безнадежности и фрустрации, они считают, что государство о них не заботится. Социальная помощь очень низкая, ее ни на что не хватает».

Депутат от оппозиционной партии «Стратегия Агмашенебели» Паата Манджгаладзе: «Оценки наших европейских партнеров еще раз показали лживость пропаганды “Грузинской мечты”. Они говорят, что в стране всё прекрасно, между тем количество тех, кто просит убежище, увеличилось, а ГМ заставляет народ жить в волшебной параллельной реальности. Одним из вызовов в стране остается элитная коррупция, которая влияет на экономическую, политическую и правовую сферы».

О факторе роста численности россиян в Грузии любят порассуждать и президенты, причем и бывший, и нынешний.

Третий президент Михаил Саакашвили, находящийся уже два года в Тбилиси в заключении, уверен, что «у россиян нет долгосрочного будущего в Грузии». Он считает, что после смены власти государство должно выкупить у россиян приобретенные в Грузии квартиры и участки и передать грузинам, вынужденным уехать из страны.

Недавно Саакашвили дистанционно выступил на своем судебном процессе — он подключается из клиники, где проходит лечение. Экс-президент сказал, что «изменить сознание большинства россиян невозможно — эти люди являются источником повышенной опасности для Грузии». Он также пообещал, что «после смены правительства личная собственность будет неприкосновенна, что же касается россиян, то им следует дать один год на продажу квартир... Когда РФ является оккупантом, невозможно не рассматривать это как угрозу для страны».

Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили также часто акцентирует внимание на том, что правительство Грузии впускает граждан РФ в Грузию «бесконтрольно» и что их «слишком много».

Накануне вышло интервью Зурабишвили телеканалу CBS. Президент сказала о россиянах так:

«Это очень нервирует, когда в твоей стране есть люди, говорящие на языке врага. И верящие, что они находятся у себя дома. Они ведут себя и чувствуют себя как дома.

Есть тонкая грань. И эту линию надо держать, чтобы в будущем не было инцидентов, которые позволили бы России использовать свою излюбленную доктрину защиты русскоязычных граждан.

На вопрос, почему власти Грузии не запретят россиянам въезжать в страну, Зурабишвили ответила так: «Это надо спросить у властей... У меня, к сожалению, нет исполнительной власти».