Каждый шестой
«А вы знаете, сколько в польском супермаркете стоит курица? В три раза дешевле, чем у нас! В Европе вообще продукты очень дешевые! А знаете, какая ипотека в Польше? 2% — для местных, 4% — для иностранцев. И если вдруг потеряешь работу, банк ставит выплаты на паузу. И еще будет присылать сообщения с вакансиями». Водитель такси, произнесший эту восторженную речь, просто пытался поддержать беседу, услышав, как я по телефону обсуждаю с коллегой, дадут или нет Грузии статус кандидата в ЕС. «А вы что, жили в Польше?» — вежливо спросила я, хотя заранее знала ответ. «И жил, и работал, сейчас вернулся из-за семейных обстоятельств, но поеду еще», — радостно закивал мой собеседник. «А что насчет статуса для Грузии?» — я тщетно пыталась отвлечь собеседника от мыслей о Польше и перевести разговор на местные проблемы. В ответ он виновато улыбнулся: «Да, это хорошо, но когда еще здесь будет нормальная жизнь? А мне сейчас надо деньги зарабатывать. Так что я тут ненадолго».
C 2010 по 2020 годы из Грузии эмигрировали около 860 тысяч человек, то есть 23% населения страны — такие данные приводит международная консалтинговая компания PMCG в прошлогоднем исследовании.
Грузия — страна маленькая и небогатая, и переезд за границу с целью заработка — обычная история для грузин в последние 30 лет. В 90-х годах после объявления независимости Грузия пережила острый социальный кризис, а также войну в Абхазии, вызвавшую огромную для такой небольшой страны волну беженцев — 300 тысяч.
Грузины уезжали ради заработков в основном в Россию, но в последнее десятилетие многое изменилось, теперь всё больше людей устремляются в Европу и США, где заработки выше, медицина и образование — лучше, а жизнь — безопасней, чем в РФ.