— Когда Си Цзиньпин приезжал в Москву, российская либеральная общественность говорила: барин приехал осматривать владения. Когда Путин поехал в Китай, говорят: по первому свистку помчался. Насколько справедливы такие оценки этих отношений?
— Отчасти такие эмоциональные комментарии можно понять, учитывая склонность интернета к «мемезации» и к какому-то упрощению всего происходящего. Но я не сторонник таких метафор по отношению к международным отношениям. Мне кажется, это было бы непрофессионально с моей стороны.
— Но откуда-то берутся эти оценки, они ведь не на пустом месте возникают?
— Не на пустом месте, это правда. Но такие комментарии можно часто услышать не от экспертов, а от людей, у которых просто есть свое мнение. Они вправе им делиться. Но это необязательно мнение, основанное на каких-то объективных данных.
— А как эксперты оценивают активизацию контактов между лидерами Китая и России?
— Эксперты это оценивают как нечто очень предсказуемое. О сближении Москвы и Пекина речь шла с первых больших волн санкций 2014 года после аннексии Крыма. И с тех пор, мне кажется, в экспертном сообществе в России и в мире сложился консенсус по поводу того, что это что-то неизбежное, что мы будем видеть сближение России и Китая в ближайшие десятилетия.
— Это двустороннее сближение, или одна сторона движется к другой, а та стоит и ждет?
— Это двустороннее движение. Просто Россия движется в сторону Китая быстрее, чем Китай сближается с Россией. Потому что Россия из-за своих действий, в том числе из-за вторжения в Украину, оказалась в таком положении, когда других вариантов у нее нет.