— Из ЕГЭ убрали вопросы по всем писателям и поэтам первой половины XIX века, включая Лермонтова, Пушкина, Гоголя и Грибоедова. Как вы считаете, почему это сделали и зачем?
— На фоне других новостей из России эта не производит какого-то особенного впечатления. К ЕГЭ я отношусь в целом скептически, хотя собственного опыта у меня нет, и даже дети мои уже настолько взрослые, что ЕГЭ по литературе не сдавали. А внуки маленькие, живут в Германии, у них будет свой какой-то немецкий ЕГЭ, тоже, увы, без Пушкина и Гоголя.
— Дело ведь не в самом ЕГЭ. Просто на школьных экзаменах, как их ни назови, больше не требуется знание Пушкина и Грибоедова. Зато в них вставили вопросы по «Как закалялась сталь» Островского, «Молодой гвардии» и, если не ошибаюсь, «Разгрому» Фадеева.
— Да, «Молодая гвардия» — совсем плохая литература. Да и «Как закалялась сталь» не ахти. Это всё какая-то продолжающаяся порча. Кто-то перед кем-то захотел выслужиться. Порча и глупость. И, конечно, еще один шаг по пути дегуманизации.
— Вы читали в школе «Разгром»?
— Да, читал.
— А я нет. Мне казалось, что это нечитабельно.
— «Разгром» проходили, насколько я помню, после «Преступления и наказания». Там есть такой эпизод: командир отряда Левинсон убивает раненого, потому что его трудно или невозможно взять с собой, а интеллигент Мечик не может с этим решением согласиться из ложной, как представляется автору, гуманности. После Достоевского это было, мягко говоря, странно читать.