На 82-м году ушел из жизни народный артист России Игорь Ясулович. Он снимался в культовых советских фильмах «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Гостья из будущего», «Гардемарины, вперед!», «Тот самый Мюнхгаузен» и многих других. Ясулович много занимался дубляжом и работал в театре, но, например, в некрологе, который написала журналистка Ксения Ларина, она вспоминает их встречи «у подъездов судов и на площадях протеста». «Новая газета Европа» также решила напомнить читателям не о творческой, а об общественной деятельности актера.
Ясулович выступал в защиту участников протеста на Болотной площади в 2012 году, а также направлял письма в защиту Михаила Ходорковского и группы Pussy Riot, был поручителем Василия Алексаняна по «делу ЮКОСа». В 2014 году после аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе был одним из инициаторов конгресса интеллигенции «Против войны». Также Ясулович поддерживал арестованного в России украинского режиссера Олега Сенцова.
Журналистка Вера Челищева, автор книги «Как меня убивали. История юриста ЮКОСа Василия Алексаняна», вспоминает:
«Игоря Ясуловича я видела дважды. Первый — в феврале 2008 года на заседании в Мосгорсуде. Стеклянная клетка тогда была пуста — обвиняемый юрист ЮКОСа Василий Алексанян лежал в больнице под конвоем, причем был прикован к кровати цепями, хотя проходил лишь по экономическому преступлению. Вопрос о продлении ему стражи решался без него. Он был смертельно болен, и вообще-то, было ясно, что с его заболеваниями он обречен, но его не отпускали хотя бы под домашний арест. Требовали показаний на Ходорковского и других руководителей опальной нефтяной компании, основные активы которой к тому времени прибрала к рукам сечинская «Роснефть». Ситуация с заложником Алексаняном — а он был именно заложником во всей истории «дела ЮКОСа» — вызвала во многих сочувствие и неподдельное сострадание. И вот Игорь Ясулович был одним из таких людей.
На заседание он пришел не один, а вместе с писателем Борисом Акуниным. Оба выступили поручителями за Алексаняна. Суд занял каких-то полчаса. Тройка судей рутинно на автомате выслушала стороны, на автомате ушла в совещательную комнату и на автомате вышла из нее, зачитав итог: оставить под стражей. Поручительства — а среди них перед судьями на столе лежали подписанные лично поручительства за Алексаняна от актеров Михаила Козакова, Лии Ахеджаковой, Инны Чуриковой, писателя Владимира Войновича — черные мантии показательно проигнорировали. Ну то есть к делу приобщили, чисто как формальность, и всё. А прокурор в перерыве бросил что-то Акунину и Ясуловичу про «пиар». Еще раз — Ясуловичу и Акунину. Про пиар.
Вот так прошло это заседание много лет назад. Потом я увидела Игоря Ясуловича на похоронах Василия Алексаняна. Спустя три с половиной года после этого суда. Он молчаливо смотрел за траурной процессией. Не просто актер. Не просто гражданин. Человек. С каким-то природным врожденным благородством.
Он оказался не просто поручителем. Он следил за судьбой Алексаняна и после того, как тому удалось освободиться под людоедский залог
(и то отпустили только после решения Европейского суда, потребовавшего освободить умирающего юриста). Это, наверное, сродни некоторым журналистам, которые следят за судьбой героя своего очерка и после выхода материала, а не забывают сразу после публикации. Такая своеобразная форма ответственности. Так и тут. В числе многих неравнодушных Игорь Николаевич пришел проститься с юристом опальной компании, за которого когда-то поручался. К слову, юристу этому было всего 39 лет. Потом было дело Pussy Riot, «болотное дело», «московское дело» и многие другие дела и суды, которые Игорь Ясулович считал несправедливыми и не боялся выражать свою солидарность с преследуемыми посредством открытых писем и иногда приходом в суд. Еще был Крым, аннексию которого он не поддержал. И война — за год до его кончины.
Часто думаю, что заставляет человека — заслуженного народного артиста, сыгравшего десятки легендарных ролей, много лет играющего на сцене и продолжающего играть и сниматься, у которого, казалось бы, всё есть, что заставляет его не бояться приходить в суд, публично заступаться за тех, кто неугоден власти, не поддерживать аннексии и войны? Что заставляет не бояться потерять в одночасье работу и попасть в черные списки неугодных актеров.
Смотрю сейчас на Талызину и ее бытовой антисемитизм и вспоминаю Ясуловича. Думаю о молодых успешных актерах «Современника», которые вообще никак (ни один!) не заступились за старшую коллегу — Лию Ахеджакову, когда ту увольняли из театра. И снова вспоминаю Ясуловича, пережившего не один режим. Абсолютная филигранная порядочность и достоинство (то, которое родители и окружение привили в детстве).
…Несколько лет назад, когда я собирала материал для книги об Алексаняне, его бывший адвокат Елена Львова дала мне на время его уголовное дело — изучить и, может быть, что-то использовать. Среди кипы казенных бумаг, стандартных как под копирку решений судов, отписок ФСИН о его состоянии здоровья я наткнулась на эти легендарные поручительства в суд — Ясуловича, Войновича, Козакова, Чуриковой, Ахеджаковой, Акунина… И конечно, наравне с хронологией пыток Алексаняна и перечислением имен его мучителей я опубликовала эти поручительства в книге.
Некоторых из поручителей сегодня уже нет. Вот ушел и Игорь Николаевич. А поручительства их остались навсегда. Как и поступки».
Ясулович был участником «Круглого стола «12 декабря»» 2011 года — это была общественная организация-площадка для обсуждения, «что же нам делать после Болотной площади». В «Круглом столе» участвовали Геннадий Гудков, Лев Пономарев, Лев Рубинштейн, Владимир Рыжков, а также бизнесмен Дмитрий Зимин, экономист Сергей Алексашенко, архитектор Евгений Асс, актриса Наталья Фатеева. В мае 2014 года участники комиссии подготовили доклад о ходе судебных процессов по «болотному делу», в котором проанализировали приговоры по делу Михаила Косенко и так называемому «Делу двенадцати». Позже комиссия занималась и делом Магнитского.
Участники заявляли тезисы об общественно-политической ситуации в России:
— Общество глубоко расколото на мыслящую, озабоченную будущим России часть, а также часть реакционную, не дающую стране развиться и уйти от тоталитарного прошлого. Между этими частями разжигается конфронтация и антагонизм, которыми пользуется власть в своих политических целях. Государство находится в системном кризисе, кризисе легитимности в результате сфальсифицированных выборов, кризисе эффективности, одновременно власть в своих действиях практически вышла из правового конституционного поля;
— В стране развернулись прямые политические репрессии против политических и гражданских активистов силами полиции, органов следствия и ФСБ, управляемых судов;
— В целях сохранения контроля над быстро меняющимся общественным пространством власти прибегают к разжиганию общественных конфликтов, сознательному углублению раскола в обществе — при помощи масштабной пропаганды в СМИ, религиозных организаций и создаваемых властью имитационных структур «гражданского общества».
— Общественный раскол и системный кризис власти опасны для страны, закрывают для России перспективы развития, наносят всё нарастающий ущерб экономике, социальной сфере и общественной жизни.
Под данным обращением подпись Ясуловича стояла последней — по алфавитному списку. Это был 2012 год, и комиссия, в которой он участвовал, не стеснялась открыто формулировать свою задачу как «поиск путей мирной смены власти». Сегодня, к сожалению, это звучит в кино-театральном духе — буквально несбывшаяся утопия из прошлого. Но всё-таки важно помнить, что такие времена были, и были люди, которые не боялись активно участвовать в политической жизни и бороться по мере сил с несправедливостью, — даже и будучи суперуспешными в основной профессии.
Воздержаться Ясуловичу, как и многим другим, наверное, было проще простого. Скорее всего, он получал бы больше приглашений в Кремль и больше госнаград. Но сейчас уже всем ясно: для памяти о человеке куда важнее не награды, а подписанные собственноручно судебные поручительства.