Мало нам Путина. Мало нам отбиваться от гадостей, которые устраивает нам родное государство, мало нам острого чувства стыда за страну и унизительного ощущения бессилия. Мы теперь должны защищаться не только от российской власти, но и вести оборону по всем азимутам. Те из нас, кто оказался в изгнании, сталкиваются с дискриминацией по паспорту, а всем нам, в том числе и тем, кто остался дома, говорят, что именно мы, как и вся наша культура, виновны в том, что творит сегодня российская власть. Не уехал — виновен в войне. Уехал — в том, что поздно уехал. И те, и те — в том, что не свергли Путина.
Помнится, персонаж Ильфа и Петрова отец Фёдор, сидя на скале, с которой не мог слезть, призывал птиц покаяться публично. Покаяние — процесс интимный и сугубо индивидуальный, покаяния публичные и коллективные, где бы они ни происходили, у меня, например, вызывают ощущение совершаемого над людьми насилия. А если это происходит не в Чечне или в других местах, где люди этим актом пытаются спасти себе и своим близким жизнь, то еще и неловкости за тех, кто поддался давлению.
А потому пользуюсь случаем сказать обвинителям, что не считаю себя лично виноватым в этой войне. Я делал всё, чтобы она не случилась, я противостоял этому режиму сколько мог и как мог и, в общем, сполна заплатил за свою позицию. Я готов принять упреки в том, что не сделал больше, — но лишь от тех, кто в тюрьмах, от тех, кто рискует и рисковал жизнью и свободой, но не от тех, кто давно — некоторые уже много лет — находится в безопасности.
Их позиция понятна. На нашем фоне — на фоне коллаборационистов и трусов — они чувствуют собственную безупречность и величие. Они довольно часто произносят: «Я бы на вашем месте…» Ты сначала окажись на нашем месте!