Убеги от эшника. Или сам им стань
Двадцать лет назад вышла September 12th: A Toy World — первый продукт в жанре новостных игр (newsgames) — довольно нишевом направлении на стыке журналистики и игровой индустрии. Такие игры обычно пытаются рассказать одну историю, тесно связанную с реальными событиями, — иногда в виде моралистической проповеди, иногда в виде острой сатиры. Примечательно, что newsgames первыми появились именно в России — несмотря на то, что российская игровая индустрия далеко не лидер, объем рынка маленький, а некоторые исследователи констатировали смерть жанра еще в 2016 году.
Специально для «Новой газеты Европа» исследователь видеоигр Владимир Журавлев сделал подборку пяти российских новостных игр, на которые стоит обратить внимание.
Нечасто можно встретить игру про панков, скинхедов и других подозрительных типов. Sharpshooter3D — это игра про субкультурные нулевые годы, в которой можно стрелять из «Осы» в околофутбольщиков (хулиганская часть фанатов футбола, которые предпочитают участвовать в драках, часто придерживаются ультраправых взглядов — Прим. Ред.), кидаться бутылками в ментов и убивать неонацистов голыми руками. Сделана она, как можно догадаться по названию, выходцами из антифашистской субкультурной среды «для своих» и показывает сильно идеализированную картину уличного насилия как веселого занятия.
Задумка удалась. Я думаю, что люди, которые знают, как расшифровывается аббревиатура SHARP, чем «офник» отличается от «обывалы» и «бон» от «антифы», получат от этой простой игры массу удовольствия (особенно после победы над главным злодеем, президентом Распутовым).
Для всех остальных это хороший повод вспомнить (или узнать), что в «сытые нулевые» были не только рост экономики и новые технологии, но и взрыв этнического насилия, «белые вагоны» и убийства журналистов и правозащитников.
Navalny 20!8 — скорее сборник пародийных мини-игр на полчаса, который появился из-за того, что в 2018 году политика стала популярной темой среди любителей игр. Для них Навальный был прежде всего прикольным чуваком из интернета, скорее мемом, чем живым человеком и уж тем более политиком.
Стоит оговориться, что шуточная мини-игра, где Навальному в тюрьме нужно перепрыгивать через мыло, чтобы «не зашквариться», неуместная и не смешная. Сегодня скорее актуальна полу-интерактивная 3D-модель ШИЗО, в котором Навальный находится почти всё время. Впрочем, шутят разработчики Navalny 20!8 не только над главным героем, но и над его оппонентами: среди них карикатурные глава Росгвардии Виктор Золотов, глава Чечни Рамзан Кадыров и президент Владимир Путин.
Пародии вроде Navalny 20!8 не стоит воспринимать слишком серьезно — они, скорее всего, создавались просто ради того, чтобы срубить денег на хайповой теме. Но интересно, что на теме политики в 2018 году в России было вообще возможно заработать каким-то коммерческим продуктом.
Подобных мини-игр вышло достаточно много, но почти все они получили низкие оценки из-за плохой проработки и небольшого количества контента.
Совсем другое дело — когда за разработку садятся сами журналисты. С 2017 по 2020 год «Медиазона» выпустила 14 игр и интерактивных проектов про российскую действительность.
Практически все игры — короткие, мрачные, основаны на реальных событиях или вдохновлены ими и выполнены с учетом того, что издание широко освещает проблемы российских судов и полицейского насилия. Некоторым из них особого шарма добавляют биты группы «Кровосток».
Механика у игры «Симулятор эшника» довольно простая и скопирована со всемирно известной Cookie Clicker, но в этом нет ничего плохого. В оригинале от штучного производства печенья игрок рано или поздно доходил до превращения чуть ли не всей вселенной в фабрику по производству печенек.
В «Симуляторе эшника» задача не менее масштабная — посадить за экстремизм всё население Российской Федерации.
Сначала уголовные дела фабрикуются руками студентов юрфака и городскими судами, но чтобы вашими усилиями за решеткой оказалось население целого города, таких сил не хватит. Место студентов займут кибердружины и целые ведомства, а дела, накликанные игроком, будут разбирать суды всех уровней.
«Полина против сталкера» — это неплохая игра в жанре визуальной новеллы про проблему сталкеринга, разработанная студией социальных игр Noesis Games. Завязка простая: ваша подруга случайно знакомится с парнем в электричке, но постепенно он начинает вести себя всё более подозрительно и навязчиво. Вам нужно помочь подруге выйти из этой сложной и опасной ситуации.
Игра бесплатная, но в ней есть необязательные донаты, которые немного облегчают прохождение, занимающее около двух часов. Часть доходов от игры идет в организации, помогающие жертвам насилия, а сюжет основан на реальных историях женщин, пострадавших от сталкеров. Кстати, антагонист игры специально обезличен: внешность человека может быть очень обманчива.
«Праздник» без контекста не работает совсем. Если его не учитывать, игру легко спутать с сатирой на обычное постсоветское семейное застолье с позиций юношеского максимализма.
Сюжет начинается просто: девушка Ксения приходит домой к своим родителям. И застает застолье в честь государственного праздника, который стыдно не знать. Заперев дверь, мать глотает ключ, потому что «время сейчас сама знаешь какое». Над самым центром праздничного стола на люстре висит окоченелый труп, который гости предпочитают не замечать. Происходящее дальше рассказывать не хочется, потому что игра имеет множество концовок в зависимости от действий игрока — и лучше пережить этот опыт самостоятельно, благо игра распространяется бесплатно.
Разработчики из компании Sever умеют делать большие, сложные игры. Их прошлый проект — текстовая ролевая игра «Жизнь и Страдания Господина Бранте» — получил очень высокие оценки критиков за проработку сюжета (текста в игре примерно как в «Войне и мире»), нелинейность и хорошую подачу. В «Празднике» сотен тысяч строк текста не понадобилось, потому что и так ясно, что за труп висит на люстре, почему не стоит подходить к окну во время «фейерверков» и куда может позвонить сосед-военный в случае срыва праздника.
Такая сатира понравится далеко не всем, да и вообще играть в «Праздник» одновременно тошно и страшно. Не стоит путать короткую инди-игру с социологическим анализом целого общества, но она хорошо показывает, куда может привести всеобщее молчание. Надеюсь, подобные последствия вам доведется увидеть исключительно в игре.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}