Если бы у демократии были свои часы Судного дня, сегодня они бы показывали две минуты до полуночи. По данным института Varieties of Democracy (V-Dem), в прошлом году 72% мирового населения проживали в авторитарных странах, хотя десятилетие назад эта цифра равнялась 50%. Впервые за более чем два десятилетия в мире больше авторитарных режимов, чем либеральных демократий.
Масштабы авторитарного отката поразительны. На Филиппинах Фердинанд «Бонгбонг» Маркос-младший победил на прошлогодних президентских выборах — спустя 36 лет после того, как народное восстание свергло диктатуру его отца. В Бразилии миллионы граждан до сих пор отказываются признать поражение бывшего президента Жаира Болсонару, проигравшего на выборах Луису Инасиу Луле да Силва. В Египте последние остатки сопротивления авторитаризму вытеснены в тень. На всех континентах антилиберальные политики говорят о демократии, как уходящем в глубь истории реликте.
Кризис медиа
Мы должны прилагать больше усилий, чтобы остановить этот быстрый откат демократии. Во время Второй мировой войны, когда демократия тоже была в опасности, свободный мир объединился ради формирования более мирного международного порядка. Многополярная система, основанная в 1944 году в Бреттон-Вудсе и закреплённая созданием ООН в следующем году, обеспечила десятилетия сравнительной стабильности и международного сотрудничества в сфере защиты прав человека.
Сегодня мы переживаем похожий момент, но с одним важным отличием. В ходе нынешнего конфликта между авторитаризмом и демократией бои ведутся не только на полях сражений и на политической арене, но и в социальных сетях, а также на телеэкранах. Для того чтобы демократия возобладала, абсолютно необходимы убедительные, независимые новостные средства массовой информации.