— В какой-то момент казалось, что войны стали пережитком прошлого (по крайней мере в странах глобального Севера) и в мире начал преобладать прогресс. Однако теперь есть ощущение, что войны вернулись, и нам снова нужно их осмыслять. Что философия говорит нам о войне?
— Войны никуда не исчезали. Даже в Европе в конце 90-х были войны — в бывшей Югославии, в Чечне. Россия вела менее масштабные войны в Грузии, в Крыму. Войны очень часто происходят на Ближнем Востоке, в Африке и в других регионах. Мы часто не замечаем войны, которые происходят далеко от нас. Но огромное число людей погибает в конфликтах по всему миру.
Некоторые философы и теоретики права пытаются лучше понять мораль войны: когда война может быть оправдана, а когда — нет. Эти концепции изучаются уже очень давно в рамках теории справедливой войны.
Очень немногие думают, что насилие в любой его форме не имеет оправдания. Большинство людей считают, что в ситуации, когда кто-то собирается убить маленького ребенка, не только можно, но и нужно использовать силу и насильственные методы, чтобы остановить злоумышленника. Сейчас дети гибнут в Украине. И мы должны понять, что мы можем сделать, чтобы это остановить.
Есть люди, для которых война — профессия. Эти люди — солдаты. Для них особенно важно изучать моральные теории войны, потому что именно солдаты напрямую участвуют в боевых действиях. Например, в США, Великобритании, Германии и многих других странах люди, оканчивающие военные академии, изучают мораль войны. Такой предмет точно есть в Военной академии США, Военно-морской академии США и в Академии ВВС США. Книга Майкла Уолцера «Справедливые и несправедливые войны» вышла еще в 1977 году, и она входит в обязательную программу этих учебных заведений.
— Путин и другие российские чиновники уделяют много времени тому, чтобы рационализировать и оправдать войну в Украине (или, как они ее называют, «специальную военную операцию»). Большая часть их аргументов сводится следующему: Россия лишь обороняется и ни на кого не нападает. Почему они настаивают на такой аргументации? Потому что в XXI веке справедливой может быть только оборонительная война?
— Существует распространенное мнение, и в какой-то степени оно находит подтверждение в международном праве, что война может быть справедливой только тогда, когда государство обороняется от агрессора. При этом агрессором не обязательно должно быть другое государство, так как у стран также есть право обороняться от негосударственных акторов, например, террористических организаций.
Также существует доктрина коллективной обороны. Согласно ей, если на одно государство несправедливо нападают, другие государства могут прийти ему на помощь, особенно если у них есть совместные обязательства по договорам. Всё это является частью международного права и правил ведения войны.