Альтернатива криптовалютам
Цифровые национальные валюты (они же Central Bank Digital Currencies или CBDC), возможно, прямо сейчас стоят на пороге глобального внедрения. Вопрос введения такой валюты одновременно прорабатывают 87 государств мира, на которых в совокупности приходится больше 90% глобального ВВП, следует из данных консалтинговой компании McKinsey.
Считается, что центробанки к этому подтолкнули как минимум две переплетающиеся тенденции: постепенное уменьшение использования физических банкнот во многих странах (особенно усилившееся на фоне пандемии) и распространение криптовалют как средства цифровых транзакций.
Игнорировать криптовалюты банкам становится все сложнее: например, хотя капитализацию биткоина и его альтернатив регулярно трясет, с начала 2023 года к середине марта она выросла почти на $200 млрд (до $510 млрд), тогда как крупнейшие банки США за тот же период потеряли $100 млрд капитализации. При этом, например, в Великобритании и крупнейших странах Евросоюза проникновение криптовалют среди населения уже достигло 10%, что ставит под некоторую угрозу фиатные валюты как средство расчета — неудивительно, что традиционные финансовые институты хотят как можно скорее вписаться в новую реальность.
Главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева, призывая готовиться к внедрению цифровых валют в феврале 2022 года, вполне прямо указывала, с кем именно предстоит конкурировать: «CBDC потенциально могут предложить большую устойчивость, большую безопасность, большую доступность и меньшие затраты, чем частные формы цифровых денег. Это очевидно в сравнении с необеспеченными криптоактивами, которые по своей природе волатильны. И даже хорошо управляемые и регулируемые стейблкойны могут не вполне соответствовать стабильной и хорошо разработанной цифровой валюте центрального банка».
При этом, хотя CBDC и задумываются в том числе как альтернатива криптовалютам, сами они таковыми в большинстве случаев являться не будут. Главное отличие — в отсутствии децентрализации при выпуске и управлении валютой, которая будет полностью завязана на центробанк государства, да и само по себе использование технологии блокчейна для цифрового рубля или доллара опционально. В этом плане цифровые национальные валюты скорее рассматриваются как полноценные — или же ограниченные определенными сферами использования — копии фиатных валют, только без физического воплощения.