У российского государства традиционно сложные отношения со временем. Романовская империя, позиционируя себе в качестве европейской державы, жила по другому — в сравнению со всей Европой — календарю. Отставая при этом на две почти недели, что символично. Удобство взаимодействия с миром приносилось в жертву официальной идеологии — православию.
Но эти тринадцать дней — просто довольно безобидная в сравнении со всем остальным архаика. Большевики взялись за дело всерьез и объявили себя повелителями не только настоящего, но и прошлого, — а ведь роман «1984» еще не был написан! Они уничтожили опорные точки памяти: монументы, названия улиц, храмы, да и целые города — прежде всего, Москву. Всё, что было в стране, да и в мире, до них, — было лишь подготовкой к их триумфу, а крестьянские войны в Европе или восстание Пугачёва — были предтечей Великого Октября. Писались книги и учебники, призванные закрепить единственно верную картину прошлого.
Проблема в том, что корректировке подлежало не только далекое прошлое, но и вчерашний день. Постоянное разоблачение недавних соратников требовало не только неустанных трудов чекистов, но и переписывания новейшей истории. Доходило до фантастического маразма: нежелательные фигуры исчезают с групповых фотографий — никогда эти люди не могли стоять рядом с вождем! Как известно, после ареста и казни Берии все владельцы Большой советской энциклопедии получили письмо с рекомендацией вырезать из такого-то тома такие-то страницы (там была статья про Лаврентия Павловича как верного соратника товарища Сталина и продолжателя дела Ленина) и вклеить вместо них прилагавшийся материал — статью о Беринговом проливе. Большинство это сделали!