Охранное предприятие «Спецназ»
Особенность белорусской «силовой экономики» в том, что частных охранных предприятий как бизнеса там не было никогда. В то время как в России ЧОПы плодились, как валютные обменники и аптеки, в Беларуси их и близко не было. Человек в униформе — собственность государства, а не какой-нибудь частной компании. Всё это жестко регулируется законом «Об охранной деятельности» и указом Лукашенко «О мерах по совершенствованию охранной деятельности».
Согласно закону, заниматься охранной деятельностью имеют право силовые структуры — служба безопасности Лукашенко, Министерства обороны и внутренних дел, МЧС и КГБ, Погранкомитет и таможенные органы, Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля. Кроме того, Белорусской железной дороге и Департаменту гражданской авиации разрешено сопровождение и охрана грузов. Некоторым министерствам также разрешено иметь военизированную охрану. Не министерствам культуры или образования, разумеется, а тем, в структуре которых есть организации, чья работа связана с взрывчатыми веществами (Министерство природных ресурсов с его «Белгеологией» или Министерство архитектуры и строительства с «Доломитом» и «Гранитом»). И всё. Частникам — подвинуться на краешек и не отсвечивать.
Конечно, у частных фирм может быть своя охрана объектов или сотрудников. Но только внутри компании. Охрана как бизнес, как основной вид коммерческой деятельности в Беларуси всегда была под запретом. Хотя мечта о ЧОПе как о безбрежном поле, на котором растут деньги и возможности, волновала умы силовиков еще в девяностые.