Сюжеты · Общество

«Это в чистом виде расправа с газетой» 

Хроника судебных атак на «Новую газету»

Ксения Яхно , специально для «Новой газеты. Европа»
Фото: EPA-EFE / MAXIM SHIPENKOV

Басманный суд Москвы 6 сентября признал недействительным свидетельство о регистрации «Новой рассказ-газеты». За день до этого он же признал недействительным свидетельство о регистрации печатной версии «Новой газеты». Роскомнадзор также подал иск о прекращении работы сайта «Новой газеты» — заседание назначено на 15 сентября в Верховном суде. «Новая газета. Европа» рассказывает, как российский медиарегулятор в сжатые сроки решил уничтожить издание с почти 30-летней историей.

«Новая газета» самостоятельно приостановила работу 28 марта — почти перестали публиковаться статьи на сайте издания (редкими исключениями стали, например, тексты о нападении на главреда Дмитрия Муратова и продаже им Нобелевской медали). Летом редакция решила начать выпуск «Новой рассказ-газеты». Роскомнадзор отреагировал незамедлительно: спустя неделю после запуска сайт был заблокирован по требованию Генпрокуратуры, хотя печатная версия продолжила выходить. Основаниями для признания регистраций недействительными печатной версии «Новой» и «Новой рассказ-газеты» стали отсутствие Уставов редакции у РКН. Еще одно основание — невыход в свет в течение 1 года «Новой рассказ-газеты».

Однако прекращение действия регистрации и работы сайта — не единственное требование Роскомнадзора к газете с начала войны. На редакцию составили четыре административных протокола — три по ч.9 ст.13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации) за тексты «Боль, гнев, стыд. Эта война — авантюра», «Новая газета» — против войны» и «Херсон», один — по ст.20.3.3 КоАП РФ (дискредитация российской армии). Симоновский суд уже взыскал с редакции в общей сложности 650 тысяч рублей, издание эти решения обжаловало. 

Еще один протокол по ч.9 ст.13.15 КоАП РФ может обернуться для «Новой» штрафом на сумму от 200 тысяч рублей до 500 тысяч, по ст.20.3.3 КоАП — от 300 тысяч рублей до 500 тысяч.

Два предупреждения «Новой газете» редакция также обжаловала. Поводами для вынесения предупреждений стали тексты «Чеченское дело. Продолжение следует» и «Болезненные санкции» — там не были промаркированы «иноагенты». Сейчас юристы редакции ожидают рассмотрения жалоб в Московском городском суде.

Помимо этого, редакция обжаловала десять требований Генпрокуратуры о блокировке статей. Среди них — два онлайна о ходе боевых действий в Украине, тексты Елены Костюченко «Херсон» и «Николаев», две новости и другие материалы о войне в Украине.

«Обжалуем все — это наш единственный способ действовать в правовом поле, хотя наши оппоненты действуют вообще не в нем. Все мы знаем, как устроены суды в России, но других способов у нас нет, и этот путь мы должны пройти, даже заранее зная результат.

Планов громадье, много проектов, новых и старых. Это точно не конец», — говорит руководитель пресс-службы «Новой газеты» Надежда Прусенкова.

Сдаваться «Новой газете» ни в коем случае не стоит, считает глава «Центра защиты прав СМИ» Галина Арапова. «Это сродни обжалованию статуса иностранного агента. Мы примерно представляем, что в суде результат будет очевиден с вероятностью 200%. В текущих реалиях — результат отрицательный», — объясняет она. По словам Араповой, еще два-три года назад представители медиарегулятора не скрывали, что все судебные решения выносятся в их пользу: «На страже информационной безопасности как раз и стоит Роскомнадзор. Если Роскомнадзор что-то инициировал, особенно связанное с интернетом, то, значит, это важно. Это значит «в интересах национальной государственной информационной безопасности». Поэтому в последние годы, действительно, когда одной из сторон был РКН, дела всегда рассматривались в его интересах».

При этом, по словам Араповой, обжаловать судебные решения, если СМИ считает их несправедливыми, важно. 

Это нужно, чтобы добиться справедливости, «даже если мы не доверяем суду и понимаем, что суд, скорее всего, будет не на нашей стороне».

Она объясняет, что иски, поданные до 16 сентября, все еще можно будет обжаловать в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). «Европейский суд по правам человека определенно понимает, что происходит в этом судебном процессе между «Новой газетой» и Роскомнадзором, что это на самом деле никакое не злоупотребление свободой массовой информации из-за того, что какую-то бумажку «Новая газета» не передала. Это в чистом виде расправа с газетой. Поскольку справедливость не имеет срока давности, то даже если «Новая газета» получит это решение после обжалования через несколько лет, в ЕСПЧ это будет значимый юридический документ», — говорит Арапова.

Редакция, действительно, не сдается. «Новой газете» не нужны ваши бумажки. Она была, есть и будет», — заявили там после приостановки свидетельства о регистрации печатной версии. «Все это — скоординированная атака», — говорится в тексте о признании регистрации «Новой рассказ-газеты» недействительной.