Но ты не можешь дать бой —
Здесь ты не герой,
Нарушить правила игры
Могут менты, но не ты
«Экстремист», гр. «Политзек»
С 24 сентября 2013 года меня и сообвиняемого по «делу АБТО» Богдана Голонкова начали ежедневно конвоировать в Мосгорсуд для ознакомления с материалами уголовного дела.
Перед описанием особенностей этой процедуры напомню, что в первую очередь именно с этой целью по решению Президиума Верховного суда весной нас этапировали из Сибири в Москву. Однако вынесший нам приговор судья Мосгорсуда Мёлехин, не дав полностью ознакомиться с делом, незаконно ограничил нас в ознакомлении. Но Президиум Верховного суда 11 сентября 2013 года снова встал на нашу сторону и принял решение возобновить ознакомление с материалами дела, а следующее заседание назначил на 11 декабря.
Для организации ознакомления с уголовным делом Верховный суд передал его в Мосгор. В СИЗО из суда ездить никто не хочет, поэтому меня и Богдана Голонкова почти каждый день конвоируют в Мосгорсуд.
Многие прелести ежедневных поездок в суд не так давно предали огласке «узники Болотной», но, во-первых, ознакомление с материалами дела имеет свою специфику, а, во-вторых, обвиняемым по «болотному делу» довольно быстро несколько улучшили условия содержания — хотя многое осталось по-прежнему.
Итак. Что же приходится испытать за день для того, чтобы прочитать 70-80 листов дела? Честно говоря, начиная это писать, я не уверен, что получится рассказать ВСЕ.
В 7-8 утра меня и других арестантов выводят из камер. Затем пару часов мы проводим на сборке, где обычно приходится стоять, так как мест на неудобных скамьях хватает далеко не всем. Потом нас порциями выводят к выходу, сверяют с личными делами, спрашивая ФИО и прочие данные, и сдают конвою МВД.
Полицейские в черной форме тоже идентифицируют личности арестантов, выводят нас во внутренний двор тюрьмы и набивают в автозак. Еще какое-то время мы сидим в автозаке и ждем, когда же он тронется. Поехали… Задерживаемся на шлюзе, знакомые повороты, и вот мы уже в Мосгорсуде.
С одной стороны, нам повезло — Мосгор близко, и автозак обычно сразу едет в него. Совсем другая ситуация у тех, кто едет в Нагатинский, в Чертановский, или, например, в Никулинский суд. «Узник Болотной» Сергей Кривов говорил, что дорога в Никулинский суд занимает обычно около четырех часов — маршрут автозака довольно извилист и включает в себя заезд в разные суды города Москвы.
Около 11 утра мы в Мосгорсуде. Звучит моя фамилия, я пробираюсь между другими арестантами к выходу из автозака, спрыгиваю на бетон, говорю имя-отчество, и полицейский приковывает меня к себе наручниками, чтобы отвести на шмон. Обыскивают очень тщательно, некоторые конвоиры даже с нездоровым энтузиазмом — вещи досконально осматривают и ощупывают — каждую бумажку из файлов достают, вскрывают заводскую упаковку продуктов и т. д., полностью раздевают, а иной раз заставляют и приседать. Все это делается несмотря на то, что нас, как и вещи, с ног до головы проверяют металлоискателем. Протоколов обыска — обязательных в этом случае — никому не предъявляют, они в случае чего фальсифицируются. К этому уже все привыкли — возмущение арестантов сейчас может вызвать только откровенные насилие или издевательство.