Святыня как жертва амбиций
Почти 12 лет назад, в ноябре 2008-го, РПЦ предприняла первую атаку на главный памятник древнерусского искусства, его символ — рублевскую икону Святой Троицы. Тогда патриарх Алексий II потребовал передать ее «всего на три дня» в Троице-Сергиеву лавру, для которой, собственно, икона и была написана в XV веке. Старая, дореволюционная лавра, мягко говоря, не была идеальным местом для хранения этой святыни. Икону бесконечно «поновляли» и «реставрировали», закрашивая оригинальное рублевское изображение множеством позднейших красочных слоев. Кроме того, поверх этих слоев откладывалась многовековая копоть от лампад и свечей, во множестве горевших в небольшом пространстве Троицкого собора лавры.
В предреволюционные годы изображение на иконе рассмотреть было уже практически невозможно — под массивным окладом, украшенным драгоценными камнями, проглядывали лишь потемневшие лики трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму как откровение о Едином Боге в трех Ипостасях. Научная реставрация иконы началась в 1929 году, когда она попала в Третьяковку и велась под руководством Николая Баранова много лет. С тех пор «Троица» покидала галерею лишь во время эвакуации Третьяковки в 1941-45 гг., а компромисс, достигнутый в 1990-е с РПЦ, состоял в том, что лишь раз в год, на праздник Троицы, икону в герметичной капсуле аккуратно, по подземному переходу переносили в Свято-Николаевский храм при Третьяковской галерее.