— Как новые законы (о «фейках», «дискредитации армии») влияют на интернет и свободу слова в интернете?
— Вопрос на самом деле в том, что пытается контролировать государство. В России нет никакого закона об интернете. Интернет не собран как единый объект законодательства. Меры государственного контроля направлены на разные вещи и зачастую вводятся разными ведомствами, которые не согласованы друг с другом. Так было и раньше. Если вы помните, когда блокировали Телеграм, МИД продолжал вести свой аккаунт и еще посмеивался над Роскомнадзором. Нельзя сказать, что есть единое государство, которое контролирует единый интернет. Есть разные ведомства, они устанавливают контроль над разными элементами того, что мы называем интернетом.
Есть законы, которые касаются регулирования публичных высказываний. Они относятся к Интернету сейчас, потому что там в первую очередь люди разговаривают публично. И то, что вы имеете в виду под свободой слова, видимо, относится к этому.
Частная переписка и общение с банком в приложениях, например, никак не регулируется. Под контроль попадают публичные площадки с охватом, медиа и все, что на них похоже.