Сюжеты · Общество

Крестный отец

Патриарх Кирилл — бенефициар бойни в Украине, хотя сама РПЦ становится одной из ее главных жертв, а в местах боев гибнут священники и рушатся церкви

Патриарх Кирилл. Фото: kremlin.ru

Традиционная пасхальная аббревиатура «ХВ» в этом году звучит как «Хватит в...!», что вполне соответствует ее первоначальному смыслу. «Христос воскресе» значит, что смерть побеждена, ее страх больше не обладает людьми, не делает их заложниками тех, в чьей власти лишить человека жизни. Свобода от смерти — это и свобода от животного страха за свое биологическое выживание.

В радикально-молодежной версии «ХВ» звучит еще жестче, с прямой отсылкой к судьбе русского военного корабля. Именно с таким плакатом (но с отсеченными ради приличия первыми буквами) — «Уй Ойне» — задержали 28 апреля у московского стратегического объекта «ХХС» (так называемый храм Христа Спасителя) 17-летнего Михаила Шеховцева. Своим усеченным приветствием он, как полагают благочестивые полицейские, «нарушил свободу вероисповедания» (а это уголовная статья!). Если единственный догмат этого «такого» исповедания — война, то да, нарушил.

Михаил Шеховцев с плакатом возле храма Христа Спасителя. Фото: Avtozak.LIVE

На саму Пасху у РПЦшного храма в московском районе Митино дважды задерживали Сергея Мельникова с антивоенным «ХВ», а на Красной площади — Андрея Крюкова, который держал плакат «Христос за мир». Как мало надо сказать в нынешней РФ, чтобы стать исповедником правды.

В самом начале Великого поста, 15 марта, у ХХС задержали Анастасию Паршкову, которая держала плакат «6-я заповедь "Не убий"». В том же районе был задержан Евгений Бирюков с аналогичным плакатом. Страшно подумать, что может стать с людьми, которые придут к храмам РПЦ с такими, например, евангельскими цитатами: «Блаженны миротворцы»; «Мир имейте между собою» или «Все, взявшие меч, мечом погибнут». Дух захватнической войны настолько контрастирует с христианством, что не надо быть верующим, дабы увидеть это. 

И нынешний протест в РФ пропитан духом «стихийного» христианства, отвергающего циничное фарисейство РПZ, теперь уже явно окрашенное кровью, от которой не отмыться.

На 4-й день «спецоперации», 27 февраля, по центру Екатеринбурга прошел босой парень, чье тело было раскрашено в сине-желтые цвета. На плечах он нес крест. Был задержан на 10-й минуте своего Голгофского пути. В начале марта на каком-то заборе в центре Москвы появилась надпись «Ты тащишь нас в ад». Была закрашена через два часа. 7 марта «Партия мертвых» провела на одном из кладбищ Петербурга акцию «z200», олицетворявшую трупы российских солдат, брошенных на полях Украины. В том же стиле прошел флешмоб «Женщины в черном», когда «скорбящие вдовы» возлагали цветы к местам воинских захоронений.

Надпись «Ты тащишь нас в ад» в Москве. Фото: соцсети

«Русский мир» как итог «сергианства»

Незамысловатые идеи глобального «русского мира», продвигавшиеся Кириллом (Гундяевым) еще с 90-х, при всей политической маргинальности этой фигуры оказались, по сути, единственным идейным обоснованием бесчеловечной и бессмысленной бойни в Украине. В качестве реакции на ее крымско-донбасскую прелюдию, в 2015-м Институт социально-экономических и политических исследований издал в Москве гундяевские «Семь слов о русском мире». Это своего рода пародия на евангельские «семь слов» Спасителя на Кресте.

Кирилловские «семь слов» состоят всего из двух тезисов: мессианская роль русского народа, который (единственный на Земле!) сохранил «чистые» нравственность и духовность, и вытекающие из этого особые права русского народа на восстановление империи и мировое господство. «Идентичность России, — говорится в аннотации к сборнику, — является более высоким уровнем общности по сравнению с гражданской нацией, у нее нет границ».

«80 процентов крови, пролитой в этой *****, на руках одного человека, — сказал «Новой газете. Европа» клирик одной из «ветвей» Русской зарубежной церкви игумен Тихон. — Путина? Нет. Вы считаете, Путин продвинул Кирилла (Гундяева) в патриархи, используя свой административный ресурс? Наоборот: это агент Михайлов [оперативный псевдоним Кирилла в отчетах КГБ СССР — А.Г.] продвинул Путина в президенты, используя свой «духовный» ресурс... Также есть расхожее мнение, что Сталин создал РПЦ МП. Это не так. РПЦ сложилась уже в 1927 году, с появлением печально знаменитой «Декларации» Сергия Страгородского... В 43-м году Сталин лишь «платил по счетам» или отдавал должок. Он хоть дикарь был, но цену сергианской поддержки осознавал, особенно во время войны».

Епископ Марк (Новоселов). Фото: drevo-info.ru

«Подделка под Церковь, пародия, которая на самом деле представляет собою совершенно мирскую и лукавую организацию, только разукрашенную православным с виду, но внутренне иным — гнилым — содержанием». Это уже характеристика, которую дал той самой «сергианской» организации 1927 г. р., ныне выросшей в гигантскую, почти всемирную РПZ, один из новомучеников Российских, епископ Марк (Новоселов). Звучит актуально спустя почти сто лет? «Легализованная и сочувствующая антирелигиозной силе Церковь, — пишет св. Марк, — лишается святости. Остается одна лишь воплощенная ложь, духовная пустота и бессилие. 

Это Ложь с большой буквы, это Лесть перед одними, обольщение других, это воистину «церковь лукавнующих». Это еще не антихрист, но это уже его Антицерковь».

Крушение путинского патриархата

РПЦ МП станет одной из первых жертв этой «спецоперации». Она уже практически утратила статус религиозной организации, которой — со всеми оговорками — считалась до 24 февраля. Из почти 50-тысячной чернорясной армии клириков и монашествующих нашлось лишь примерно 300 человек, которые в один из первых дней «спецоперации», когда еще «было можно», написали крайне политкорректное обращение «Миру мир». Московская патриархия закрепила за собой в Уставе право «печалования». Это такая смиренно-робкая форма напоминания о том, что грех есть грех, а преступление есть преступление. Право на трюизм. «Печалуются» тогда, когда уже нет харизмы пророка, нет огня, чтобы «жечь сердца». Это ворчание старца, который «вечно недоволен» шалостями детей и пытается предостеречь их от житейских ошибок. Часто в такой стилистике Папа Римский критикует современных политиков или целые политические режимы.

Изредка «печаловался» патриарх Алексий II, когда осуждал противостояние президента и парламента или войну в Чечне. Его слово ни на что не влияло, но как бы «демонстрировало флаг» церкви, которая хоть в теории не отрекается от своих принципов, стоящих выше политики. При Кирилле этот слабенький атавизм церковной независимости был выжжен каленым железом. Он пришел в патриархию как комиссар в черной кожаной тужурке, использовавший свою административную мощь для уничтожения последних очагов свободы.

Патриарх Алексий II преподает благословение Владимиру Путину в день инаугурации 7 мая 2000 года. Фото: Wikimedia

Самая простая земная логика подсказывает, что если на поле брани сошлись два православных народа, то «родная» для них православная церковь призвана их мирить, не подливать масла в огонь. Но нет, железным тоном Кирилл продолжает повторять: «Сплотиться вокруг власти, вокруг Москвы», положить тысячи жизней, чтобы «не допустить гей-парада» в Донецке. Он уже потерял паству в Украине, международные контакты (папа Франциск отказался проводить встречу, которую готовили 6 лет!), рискует быть изгнанным из Всемирного совета церквей и попасть под санкции. Но еще в большей степени он потерял свободу — и обречен безмолвно созерцать крушение своей церкви и своей судьбы.

Аккурат на Пасху, 24 апреля, правительство Литвы призвало Евросоюз ввести санкции против путинского патриарха. Об этом сообщил глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис. Двумя неделями ранее несколько сот священников из разных епархий Украинской церкви пока еще Московского патриархата потребовали от восточных патриархов собрать «Международный церковный трибунал» над Кириллом. 

Они призывают осудить доктрину «русского мира» как ересь, а также отлучить Гундяева за оправдание явного греха — «специальной военной операции».

«Трагедия, которая разворачивается сегодня в Украине, — говорится в обращении священников, — стала в том числе и результатом политики, которую патриарх Кирилл проводит на протяжении своего пребывания во главе Русской Православной Церкви. Полностью очевидно, что это уже стало вызовом для всего Мирового Православия». А 7 апреля Европарламент признал роль Кирилла в развязывании «спецоперации» и — там самым — счел его потенциальным объектом для санкций.

Задержанный Евгений Бирюков с плакатом у храма Христа Спасителя. Фото: соцсети

Мировое православие категорически отказывается «понимать» Кирилла. Глава Финляндской православной церкви архиепископ Лев призвал главу РПЦ: «Ради Христа, проснитесь и осудите это зло... Вспомните свои обеты епископа и патриарха, данные перед Богом, и то, что за них придется отвечать перед Всевышним». Но Кирилл давал и другие обеты, которые перевесили упомянутые Львом. Наконец и Грузинский патриарх Илия II — извечный союзник РПЦ — заявил 28 апреля, что Россия ведет «...» в Украине, сопровождаемую «ужасными фактами, самыми страшными злодеяниями и преступлениями».

По словам протоиерея Иоанна Сауки, генсека Всемирного совета церквей — крупнейшей христианской организации мира, куда РПЦ вступила в 1961 году, — на заседании ЦК этого совета в июне будет обсуждаться вопрос об исключении Московского патриархата.

По плодам их познаете их

Пасхальным вечером 24 апреля в одном из моргов Киева сын опознал тело своего отца — священника Православной церкви Украины (ПЦУ) Мирона Зварычука. Священник жил на улице Грушевского в Буче, и 3 марта, когда казалось, что город освбожден ВСУ, пошел за гуманитарной помощью. Домой не вернулся. По данным местной администрации, в этом городе, ставшим одним из символов войны, 

за время оккупации погибло не менее 412 человек, 117 из которых сброшены оккупантами в братскую могилу во дворе бучанского храма св. Андрея Первозванного.

Среди них 30 женщин и два ребенка, пишет мэр Бучи Анатолий Федорук. Тело священника, значившееся около трех недель как неопознанное, попало в морг из смотровой ямы автомастерской на улице Яблоневой в Буче. Судмедэксперты установили причину смерти: «Автоматная очередь в затылок и голову… Стреляли со спины».

«Гибнут военнослужащие, гибнут ни в чем не повинные мирные люди, гибнут дети. В оккупированных городах насилуют женщин, отбирают и уничтожают имущество людей, пытают и убивают мирных граждан, — пишет своему патриарху в Москву митрополит Харьковский Онуфрий, ранее считавшийся симпатизантом «русского мира». — В городе Харькове и Харьковской области в результате бомбардировок и обстрелов со стороны Российской Федерации пострадали храм святых Жен Мироносиц, Успенский собор, Антониевский Университетский храм, храм Рождества Христова, храм в честь святых праведных Богоприимца Симеона и пророчицы Анны села Яковлевка Харьковского района, храм царицы Тамары в Пятихатках, храм Вознесения Господня поселка городского типа Золочев, храм Рождества Пресвятой Богородицы города Дергачи и с каждым днем этот список только увеличивается. В этих полуразрушенных и уцелевших храмах с первых дней войны укрываются люди, им оказывается медицинская и духовная помощь... Просим Вас сделать все возможное и невозможное для того, чтобы прекратить [...] и перестала проливаться человеческая кровь». Многие симпатизанты из УПЦ МП теперь искренне недоумевают, почему потребовалось ровнять с землей именно восток страны, где почти все говорили по-русски и принадлежали к Московскому патриархату.

Поврежденный храм святых Жен Мироносиц в Харькове. Фото: eparchia.kharkov.ua

Северодонецкая епархия Московского патриархата сообщила 29 апреля, что в ходе боевых действий разрушен Георгиевский храм в городе Рубежное Луганской области. Разрушено также помещение, которое использовалось как убежище и где временно совершались богослужения. На Луганщине пострадало как минимум семь православных храмов, сообщил глава областной военной администрации Сергей Гайдай. Среди них — Рождественский собор в Северодонецке, где светлую пасхальную заутреню пришлось служить в подвале. Частично разрушены Свято-Екатерининский храм в городе Счастье (памятник культуры), Свято-Митрофановский храм в Лисичанске, храм св. Матроны Московской в Рубежном, Свято-Михайловский храм в Попасной, Троицкий храм в Троицком, а также Исламский культурный центр в Северодонецке и молитвенный дом евангельских христиан-баптистов в Метелкине.

По данным ЮНЕСКО, которые приводит «Голос Америки», за время этой «спецоперации» пострадало не менее 98 объектов культурного наследия и религиозного культа в 8 регионах Украины. Это далеко не полное число, поскольку затруднен доступ до районов, где идут активные бои.

Но об уничтожении украинских храмов и об охоте на украинских священнослужителей мы расскажем в отдельной публикации.

Александр Головинский, специально для «Новой газеты. Европа»