В Вологодской области обсудят полный запрет абортов. Во второй половине февраля это станет одной из тем на совещании областного правительства с главврачами государственных и частных медучреждений. Губернатор Георгий Филимонов заявил, что такая идея — это его совместная работа с общественниками, госструктурами и РПЦ. При этом в регионе уже действует запрет на «склонение к аборту», но этого властям, кажется, мало.
«Новая-Европа» вместе с юристкой объясняет, почему подобные ограничения нарушают права женщин и российское законодательство.
Рост запретов
В 15 российских регионах уже действуют законы, запрещающие «склонение к аборту». Всё началось в 2023 году с Мордовии, а потом инициативу подхватили и другие регионы, в том числе Вологодская область. Сейчас подобный запрет рассматривается в Тюменской и Тамбовской областях.
В Татарстане, в аннексированном Крыму, Курской, Липецкой и Челябинской областях частные клиники «отказались» проводить процедуру прерывания беременности.
Всего, по подсчетам председателя Патриаршей комиссии по защите семьи, материнства и детства, иерея Фёдора Лукьянова, за последнее время более 532 частных клиник отказались от абортов.
По его словам, 87 регионов России «приняли различные меры по установлению государственного контроля за этой сферой».
Запрет — нарушение закона
Юристка, пожелавшая остаться анонимной в целях безопасности, отмечает, что право прервать беременность сегодня предусмотрено федеральным законом. Она подчеркивает, что у региональных властей нет полномочий принимать законодательство, которое ограничивает права, предусмотренные федеральным законом.
«То же самое касается и запрета абортов в коммерческих медицинских организациях; коммерческие и государственные организации равны в правах в силу указанного ФЗ, и не в компетенции региона это менять», — говорит собеседница «Новой-Европа».
Если же Вологодская область полностью запретит прерывание беременности, то нарушит несколько законов. Во-первых, согласно статье 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Во-вторых, статья 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» от 21 ноября 2011 года закрепляет право каждой женщины самостоятельно решает вопрос о материнстве, поэтому искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины.
По словам юристки, на практике в регионах не запрещают аборты официально, а запугивают организации тем, что лишат медицинских лицензий.
Если же в Вологодской области всё-таки введут запрет на законодательном уровне, то продолжающие проводить эту процедуру врачи могут подвергнуться дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
«Если такой закон будет принят, надо будет обжаловать. Да и в целом, женщины, чьи права были нарушены, могут обращаться за защитой в прокуратуру и суд», — подчеркивает юристка.
Реакция местных
При этом местные жители, комментирующие инициативу Филиминова в социальных сетях, не согласны с полным запретом абортов. Многие из них отмечают, что если власти хотят повысить рождаемость, то им надо действовать другими методами:
- «Молодежи [дайте] достойную работу и зарплату. Адекватные цены на жилье и проценты по ипотеке! Тогда молодых и не надо мотивировать больше ничем»;
- «Так подпольных абортов будет больше, детских домов тоже, детоубийств, издевательств. Потом запрет противозачаточных? Не с того начинаете. Как же половое воспитание, нравственность и ценность материнства? Запретом голову у недородителей не изменишь»;
- «Даже самые примитивные животные не размножаются в непригодных для этого условиях жизни. А у нас в стране условия хуже некуда. И отстаньте уже от женщин со своим запретом абортов, каждая сама решит, что ей делать со своим телом».
Также комментаторы опасаются, что прервать нежелательную беременность не смогут в официальных медучреждениях девушки, которые подверглись изнасилованиям. Они пишут, что также обязательно кто-то начнет проводить подпольные аборты, что приведет к серьезным последствиям для здоровья пациенток. Под постами на личной странице Филимонова и на официальной странице Вологодской области в «Вконтакте» о работе над решением проблем демографии люди, в целом, люди выражают те же сомнения в эффективности новых возможных мер.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».