КолонкаПолитика

Сто друзей Зеленского

Как в Украине восприняли итоги первого саммита мира

Сто друзей Зеленского

Президент Украины Владимир Зеленский (С) принимает участие в пленарном заседании Саммита по вопросам мира в Украине в Станстаде близ Люцерна, Швейцария, 16 июня 2024 года. Фото: Alessandro Della Valle / EPA-EFE

Усилия России и Китая (в своем регионе влияния) пропали зря. Провала не случилось. Число участников, которые всё же приехали в Бюргеншток, оказалось меньше, чем рассчитывал Киев, но гораздо больше, чем хотелось бы Москве и Пекину: сотня делегаций, то есть представители 92 стран и 8 международных организаций. Российский невроз от перспективы обсуждения в этом кругу чего-то другого вместо «мирного плана» Путина в виде ультиматума «Отдайте мне Украину!» выглядел слишком заметным. На него обратила внимание не только украинская сторона, но и премьер Великобритании Риши Сунак: «Нам стоит спросить: почему Россия чувствует, что ей так угрожает саммит, где обсуждаются принципы территориальной целостности, продовольственной и ядерной безопасности?»

Наблюдатели назвали мероприятие «самой крупной и представительной встречей для Украины с начала большой войны». Валерий Чалый, посол Украины в США в 2015–2019 годах, разделил такую оценку, но добавил, что сразу бросилось в глаза недостаточное, на его взгляд, участие стран Карибского бассейна и стран Океании (Микронезии, Меланезии, Полинезии). «Многие из них голосовали за резолюции в поддержку Украины в ООН. Позиция каждой важна». Удивился отсутствию Азербайджана: Украина, мол, поддерживала партнеров, когда у них была война. Заметил: «Печально, но уже не удивляет отсутствие стран Центральной Азии, бывших республик СССР. Никак не могут они преодолеть свою зависимость от Москвы. Больнее всего за Казахстан… А в целом норм».

С «норм» согласились и политические противники Зеленского, прежде всего, парламентская оппозиция «Европейской солидарности» Петра Порошенко. Но — до момента, пока Зеленский не удержался и в одном из подходов к прессе пнул «позорные» Минские соглашения. Оппозиция отреагировала в духе: «Минские» были необходимы в тот момент для сохранения государственности страны и выигрыша времени, а вот к глобальному саммиту надо бы присмотреться! Возможно, призыв к переговорам с Россией и есть его ключевая задача? Власть потом скажет — мы сопротивлялись, но мир нас принудил! В конце концов, важны не количественные показатели, сколько делегатов прибыло, а результат — с чем уезжают.

Для большей части общества, если судить по украинскому сегменту фейсбука, даже намек сейчас на переговоры с Кремлем в любом формате — оскорбление, и вряд ли надо объяснять, почему.

Этот триггер, а не, например, мобилизация, способен запустить массовые протесты. Потому политизированный зритель телетрансляции «включался» на высказываниях, созвучных собственным чувствам. Например, хорватского президента: «Хорватия — за тот мир, где жертвы не должны капитулировать», главы Финляндии: «Во время Второй мировой Россия напала на Финляндию, мы потеряли десять процентов территории. Я потерял ту территорию, где родился мой дедушка», или премьера Нидерландов: «…И хотя у нас, сидящих за этим столом, есть некоторые различия во взглядах, как достичь мира для Украины, мы имеем общее видение относительно принципов, ценностей и того, что такое порядочность. Нельзя вторгаться в чужую страну. Нельзя похищать детей. Нельзя играть в политику с мировыми цепочками поставок продовольствия. Нельзя ставить под угрозу ядерную безопасность». Но предпочитал не слышать замечания принимающей стороны, президентки Швейцарии, что на определенном этапе к переговорам придется подключать Россию, настойчивых пожеланий того же от главы МИДа Турции или реплику президента Кении: «Одностороннее присвоение российских активов незаконно и противоречит уставу ООН».

Картина мира из Бюргенштока, где, как надеялся зритель, собрались исключительно друзья и единомышленники Украины, временами давала сбой. Но другой пока не предвиделось. Да и заместитель главы Офиса президента Украины Игорь Жовква в эфире национального телемарафона сообщил: уже планируется второй саммит мира, где не исключается участие России, «если страны, которые разделяют совместный план, будут готовы это доносить до страны-агрессора и она станет не диктовать свои условия, а слушать».

Свой взгляд на эффективность международного воздействия на страну-агрессора высказал Павел Климкин, министр иностранных дел Украины в 2014–2019 годах, лишний раз подтвердив тезис о том, что политик в отставке может позволить себе куда больше выражений, чем те, кто вытягивает ношу в настоящем времени. «Вся система ООН — тотально конченная, импотентная структура, которая используется и манипулируется кем угодно», — сказал он в интервью «Европейской правде». Климкин не согласился с подходом, где выступивших против саммита Россию и Китай подводят к общему знаменателю как желающих разрушения Запада: «Китай хочет иметь влияние на принятие мировых решений, а разрушить хочет Россия». И еще до принятия коммюнике дал оценку событию: «Впервые речь зашла об активном коллективном отпоре Путину. Для Запада это квантовый скачок, поверьте мне».

Действительно, встреча в Швейцарии рисковала показать пределы украинской дипломатии. Но Киев не мог не использовать шанса показать миру, что он, отстаивая нерушимость границ суверенного государства, защищает принципы устава ООН.

Кстати, именно влиятельное украинское издание «Европейская правда» оказалась тем медиа, благодаря которому в проект коммюнике накануне встречи в Швейцарии внесли серьезные правки. «ЕП» получила возможность ознакомиться с подготовленным документом и, как сказано в статье главного редактора Сергея Сидоренко, «текст не доставил оптимизма». Уступки, допущенные Киевом, привели к тому, что из решения исчезли ключевые идеи. Ситуация была детально описана в публикации и пояснена в видеоформате с выводом: «формула мира Зеленского» обнулена. Лидерам предстояло сконцентрироваться лишь на трех темах: ядерной безопасности, продовольственной безопасности и освобождении пленных. То есть пунктах, что, безусловно, были в украинском плане, но их выполнение напрямую не отражалось на достижении мира.

Статью в «Европейской правде» прочли более 100 тысяч человек, включая Офис президента Украины. Хрестоматийный пример воздействия «четвертой власти»: официальному Киеву пришлось публично заявить, что он не отступит от своих же целей. 9 июня Швейцария разослала потенциальным участникам новый проект коммюнике, где неожиданно, как замечает «ЕП», отказалась от многих позиций, которые сама же и продвигала. Результат украинскую сторону устроил. Но и этот вариант не стал окончательным.

Когда я пишу этот текст, «Европейская правда» публикует итоговый документ саммита с комментариями, где объясняет значения и нюансы его положений для Украины. Пока что замечено, что содержательные коррективы внесены лишь в пункт, где Швейцария планировала использовать термин «агрессия РФ против Украины», но изменила на «войну РФ против Украины». Издание констатирует: «Невзирая на это послабление, текущая формулировка целиком приемлема и безопасна для нас. Во-первых, в абзац добавили ссылку на решение Генассамблеи ООН, где признают Россию агрессором (в марте 2022 года это поддержала 141 страна ООН). К тому же в нынешнем коммюнике Россия впрямую назвали нарушителем мира, продемонстрировав разные статусы Украины как жертвы и России как напавшей». Коммюнике подписали 80 стран.

Первая реакция пользователей соцсетей: разочарование по поводу того, что нет требований о деоккупации всех украинских территорий и вывода российских войск. Едва ли не больше внимания вызывают «параллельные» тематические новости: Украина всю неделю находится в центре внимания мира. Результаты берлинской конференции по восстановлению: подписано 110 международных соглашений на общую сумму 16 миллиардов евро, в приоритете — восстановление энергетики. Много стран анонсировало передачу Украине нового вооружения. Среди всего прочего: системы Patriot, IRIS-T SLM, Gepard, ракеты и артиллерийские боеприпасы. Терпение Запада начало иссякать примерно на вторую годовщину вторжения.

Да, чтоб не забыть. «Мирный план» Путина с предложением Киеву освободить от украинской армии несколько областей Украины хождения в обществе не получил, если не считать мемов и фотожаб.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.